Альфия Минибаева
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»
▼ Скачать +Заказ
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Подготовила учитель музыки Минибаева А. Т. ,
МБДОУ Детский сад №18 «Мишутка» г. Сургут
Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В. А. Сухомлинский
Одной из самых актуальных проблем современного воспитания и образования является воспитание будущего патриота своей страны. Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, уважение своих национальных традиций, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Происходит формирование духовной основы личности ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма и другие нравственные качества, способствующие воспитанию «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России» (именно так ФГОС формулирует социальный заказ отечественному образованию и определяет национальный воспитательный идеал).
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников осуществляется через решение следующих задач:
– развитие интереса к традициям и культуре своей страны;
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– знакомство детей с гимном и другими символами государства;
– воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Музыка является важнейшим компонентом нравственно-патриотического воспитания детей. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию, формирует его нравственный и духовный мир. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, его жизнелюбием и чувством юмора, особенностями труда, бережным отношением к природе («Где был, Иванушка?», «На горе-то калина», «Во поле береза стояла», «Сею-вею снежок», «Земелюшка-чернозем», «Травушка-муравушка», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой», «Заинька», «Петушок» и др.).
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их с самого раннего возраста. Кроме того, музыкальный фольклор имеет синкретический характер, т. е., объединяет слово, мелодию, танец, игру, и поэтому вызывает яркие эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более глубоким и осознанным.
Для обогащения детского музыкального интонационного словаря русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике, включается в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. С удовольствием дети играют в народные игры «Гуси и волк», «Два мороза», «Догони ложки», «Гори, гори ясно», «Теремок». Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Ярко выплеснуть эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений по мотивам русских сказок «Колобок», театрализация народных сказок «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», гуляния «Масленица» и «Колядки».
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме, бабушке («Лучшая мама», «Самая хорошая», «Мама - первое слово», «Зореньки краше», «На свете слова нет роднее и дороже», «Бабулечка», «Поцелую бабушку в розовые щечки» м многие другие) устойчиво вошли в детский репертуар. Они звучат на утренниках, посвящённых международному дню 8 марта, в традиционных праздничных концертах «День Матери».
С неменьшим удовольствием дети исполняют песни о детском саде, о дружбе, о России («Детский сад», «Динь-динь, детский сад!», «Песенка друзей», «Настоящий друг», «Веселые путешественники», «У моей России», «Россия – это я и ты», «Подмосковные вечера»).
Чувство любви к родной природе, к братьям нашим меньшим - еще одно из слагаемых нравственно-патриотического воспитания детей. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с момента его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу («Маленькая птичка», «Киска», «Цыплята», «Песенка про хомячка», «Игра с лошадкой», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Почему медведь зимой спит»).
Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те или иные природные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений, обогащают знания детей о природе, воспитывают бережное отношение к ней («Веселый колокольчик», «Вот уж зимушка проходит», «Ой, бежит ручьём вода», «Согревайте скорей землю солнышка лучи», «Праздник осенью в лесу», «Падают листья», «Первый снег», «Что нам нравится зимой?» и др.).
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой благодаря выразительности музыкального языка, яркости и поэтичности стихов надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Еще один пласт – это песни об армии и защитниках Родины. Песни «Буду солдатом», «Будем в армии служить», «Моя армия», «Бравые солдаты», «Все мы моряки», и др. воспитывают в детях любовь и уважение к российской армии, военной профессии, знакомят их с родами войск (артиллеристы, летчики, танкисты, моряки, пограничники); прививают такие важные понятия, как «беречь родную землю», «Родину хранить», «границы охранять», «на страже Родины стоять». Величие подвига советского солдата, значение Великой Победы раскрываются в песнях советского периода «Алеша», «Катюша», «День Победы». Особенно увлеченно, с подъемом, поют дети о храбрых защитниках Родины на Смотре строя и песни.
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна не может представить миру такую блестящую плеяду великих композиторов: это Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Римский-Корсаков, Глинка и Прокофьев, Шостакович и Свиридов, Серов и Ребиков, Калинников и Кабалевский… Классическая музыка звучит на музыкальных занятиях и утренниках, начиная с младшего возраста, а в старших группах внимание детей акцентируется на том, что это именно русский композитор, наш соотечественник. Таким образом, в дошкольниках воспитывается чувство гордости за своих сограждан, сумевших донести до людей разных стран свою любовь к России, к Родине.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Теплые, дружеские чувства к людям разных национальностей рождаются при слушании и исполнении народных танцев, песен, игр (украинская песня-игра «Галя по садочку ходила», немецкая песня-игра «Динь-динь-динь, письмо тебе», чешская игра «Мостик», карельский танец «Отвернись-повернись», английский танец «Потанцуй со мной, дружок», танец «Парижский гамен», чешская игра «Мостик», польская игра «Сапожник», финская песня-игра «Если б я был»).
Безусловно, работа по патриотическому воспитанию детей интересна, многогранна и очень важна. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.