МААМ-картинки

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»

Альфия Минибаева
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки»

Подготовила учитель музыки Минибаева А. Т. ,

МБДОУ Детский сад №18 «Мишутка» г. Сургут

Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки“» размещена в разделах

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский

Одной из самых актуальных проблем современного воспитания и образования является воспитание будущего патриота своей страны. Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, уважение своих национальных традиций, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Происходит формирование духовной основы личности ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма и другие нравственные качества, способствующие воспитанию «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России» (именно так ФГОС формулирует социальный заказ отечественному образованию и определяет национальный воспитательный идеал).

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников осуществляется через решение следующих задач:

– развитие интереса к традициям и культуре своей страны;

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– знакомство детей с гимном и другими символами государства;

– воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Музыка является важнейшим компонентом нравственно-патриотического воспитания детей. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию, формирует его нравственный и духовный мир. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, его жизнелюбием и чувством юмора, особенностями труда, бережным отношением к природе («Где был, Иванушка?», «На горе-то калина», «Во поле береза стояла», «Сею-вею снежок», «Земелюшка-чернозем», «Травушка-муравушка», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой», «Заинька», «Петушок» и др.).

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их с самого раннего возраста. Кроме того, музыкальный фольклор имеет синкретический характер, т. е., объединяет слово, мелодию, танец, игру, и поэтому вызывает яркие эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более глубоким и осознанным.

Для обогащения детского музыкального интонационного словаря русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике, включается в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. С удовольствием дети играют в народные игры «Гуси и волк», «Два мороза», «Догони ложки», «Гори, гори ясно», «Теремок». Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Ярко выплеснуть эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений по мотивам русских сказок «Колобок», театрализация народных сказок «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», гуляния «Масленица» и «Колядки».

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме, бабушке («Лучшая мама», «Самая хорошая», «Мама - первое слово», «Зореньки краше», «На свете слова нет роднее и дороже», «Бабулечка», «Поцелую бабушку в розовые щечки» м многие другие) устойчиво вошли в детский репертуар. Они звучат на утренниках, посвящённых международному дню 8 марта, в традиционных праздничных концертах «День Матери».

С неменьшим удовольствием дети исполняют песни о детском саде, о дружбе, о России («Детский сад», «Динь-динь, детский сад!», «Песенка друзей», «Настоящий друг», «Веселые путешественники», «У моей России», «Россия – это я и ты», «Подмосковные вечера»).

Чувство любви к родной природе, к братьям нашим меньшим - еще одно из слагаемых нравственно-патриотического воспитания детей. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с момента его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу («Маленькая птичка», «Киска», «Цыплята», «Песенка про хомячка», «Игра с лошадкой», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Почему медведь зимой спит»).

Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те или иные природные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений, обогащают знания детей о природе, воспитывают бережное отношение к ней («Веселый колокольчик», «Вот уж зимушка проходит», «Ой, бежит ручьём вода», «Согревайте скорей землю солнышка лучи», «Праздник осенью в лесу», «Падают листья», «Первый снег», «Что нам нравится зимой?» и др.).

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой благодаря выразительности музыкального языка, яркости и поэтичности стихов надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Еще один пласт – это песни об армии и защитниках Родины. Песни «Буду солдатом», «Будем в армии служить», «Моя армия», «Бравые солдаты», «Все мы моряки», и др. воспитывают в детях любовь и уважение к российской армии, военной профессии, знакомят их с родами войск (артиллеристы, летчики, танкисты, моряки, пограничники); прививают такие важные понятия, как «беречь родную землю», «Родину хранить», «границы охранять», «на страже Родины стоять». Величие подвига советского солдата, значение Великой Победы раскрываются в песнях советского периода «Алеша», «Катюша», «День Победы». Особенно увлеченно, с подъемом, поют дети о храбрых защитниках Родины на Смотре строя и песни.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна не может представить миру такую блестящую плеяду великих композиторов: это Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Римский-Корсаков, Глинка и Прокофьев, Шостакович и Свиридов, Серов и Ребиков, Калинников и Кабалевский… Классическая музыка звучит на музыкальных занятиях и утренниках, начиная с младшего возраста, а в старших группах внимание детей акцентируется на том, что это именно русский композитор, наш соотечественник. Таким образом, в дошкольниках воспитывается чувство гордости за своих сограждан, сумевших донести до людей разных стран свою любовь к России, к Родине.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Теплые, дружеские чувства к людям разных национальностей рождаются при слушании и исполнении народных танцев, песен, игр (украинская песня-игра «Галя по садочку ходила», немецкая песня-игра «Динь-динь-динь, письмо тебе», чешская игра «Мостик», карельский танец «Отвернись-повернись», английский танец «Потанцуй со мной, дружок», танец «Парижский гамен», чешская игра «Мостик», польская игра «Сапожник», финская песня-игра «Если б я был»).

Безусловно, работа по патриотическому воспитанию детей интересна, многогранна и очень важна. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 06:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Минибаева (УИ 1425210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД