Елена Чаус
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах. Во-вторых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо с детского сада. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, т. е. нравственно-патриотическое начало маленького гражданина. Именно в этом возрасте внутренний мир воспитанника – чистый лист, и его можно обогатить любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Цель нашей работы в данном направлении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. «Родина», «Отечество», «Единение», «Духовность» – именно в этих словах заложены самые близкие каждому человеку образы: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры, те, кто дает жизнь новому существу, а так же, окружает и поддерживает его на протяжении всей жизни. И хотя многие впечатления ребенка еще не осознаны, но, уже пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении будущей личности.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни является метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. В ходе использования метода проекта в формировании нравственных чувств и качеств у детей появятся такие качества как самостоятельность, целеустремленность и уверенность в себе, общительность, они станут более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Через объединение различных областей знаний сформируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даст им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, сформируются коммуникативные и нравственные качества.
Основные задачи патриотического воспитания в детском саду :
• формировать духовно-нравственное отношение, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
• воспитывать бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;
• воспитывать любовь и уважительное отношения к труду;
• формировать у воспитанника базовое представление о правах человека (сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем);
• знакомить с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;
• воспитывать в детях толерантное отношение к традициям других народов;
• развивать чувства гордости за достижения Родины.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
Формы взаимодействия с педагогами и специалистами образовательного учреждения:
Совместное проектирование музыкально-образовательной среды, планов работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей;
Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении задач нравственно-патриотического воспитания;
Взаимное консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ;
Оказание помощи друг другу в организации и проведении досуговых мероприятий;
Совместная организация родительских собраний по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников (совместная работа специалистов ДОУ обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса).
Основные принципы работы с дошкольниками:
• От близкого к отдаленному (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета).
• От общего к частному (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
• Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
Взаимодействие с семьей:
Систематичность. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Позитивный центризм. Передача знаний с учетом формирования нравственных чувств.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы образовательной музыкальной деятельности :
• Тематические, комплексные и интегрированные музыкальные занятия;
• Беседы, встречи с интересными людьми;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Досуговая деятельность.
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы: словесные, наглядные, практические и приемы. Основными приемами патриотического воспитания в возрасте от 3 до 5 лет выступают:
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
хороводные игры, игры-имитации;
чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
рассматривание семейных фотографий и др. :
вовлечение семьи в образовательный процесс.
В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:
этические беседы о городе, родной стране, мире;
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
знакомство с элементами национальной культуры;
знакомство с российской символикой;
стимулирование к собиранию коллекций и мини-музеев;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан;
придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
совместная деятельность взрослого и детей с картами и схемами;
рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
чтение стихов, потешек, сказок. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии;
праздники и развлечения. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности : коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию целесообразно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Какими же принципами мы руководствуемся при создании предметно-развивающей среды?
• Интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных ОО по воспитанию у детей патриотических чувств;
• Деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
• Природосообразности – среда создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и должна предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка;
• Гуманизации и партнерства – должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;
• Культуросообразности – среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;
• Регионального компонента – должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников проходит более интересно и разнообразно с использованием разнообразных технологий: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.
Для более эффективной реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходим тесный контакт с семьей, опора на ее традиции и опыты. Именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети, не всегда учат нравственности. Родители, чаще всего, озабочены подготовкой детей к школе. Поэтому, в своей работе, в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания, нами уделяется много внимания просвещению родителей, передаче им необходимой информации через различные формы работы:
- консультации;
- наглядная информация;
- беседы;
- родительские собрания;
- организацию совместных проектов : «Семья, что может быть дороже» (2018, «День матери» (2018, «Эмблема моей семьи» (2019, «День Победы», (2019, «Моя семья» (2019, «День народного единства» (2019, «Наша армия родная» (2020);
- совместные спортивные праздники («Большие гонки», «День здоровой семьи», «Здоровье, спорт – в каждую семью», «Фестиваль зимних видов спорта», «Марафон здоровья», «День здоровья»);
- развлечения и досуги («Международный день мира», «День матери», «Нам года – не беда», «Солнышко лучистое», «Бравые солдаты»).
Нравственно-патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.