Наталья Бурмакина
Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном».
Дени Дидро
Младший дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует желанию ребенка. Наблюдения за эффективностью рисования в Доме ребёнка приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Уважаемые воспитатели, как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно? (ответы воспитателей) Нетрадиционно – не основываясь на традиции. Не придерживаясь традиций.
- Подберите слова синонимы к слову «нетрадиционно» (ответы воспитателей) Слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, оригинально, по-новому, по-своему, самостоятельно, своеобразно.
- Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы воспитателей). Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цель работы с детьми по данной теме: Овладение детьми младшего дошкольного возраста различными техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.
3. Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
6. Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.
При создании образовательного процесса, область "Художественное творчество" успешно интегрируется с различными образовательными областями, что обогащает опыт детей и способствует их всестороннему развитию :
"Коммуникация" - подразумевает развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками в контексте художественного процесса, а также овладение нормами языка.
"Познание" - включает в себя сенсорное развитие, расширение представлений о мире через изобразительное искусство и даже элементарные математические концепции.
"Чтение художественной литературы" - позволяет использовать литературные произведения для обогащения художественной деятельности, формирует художественное восприятие.
"Физическая культура" - способствует развитию моторики и правильной осанке через художественные физкультурные моменты.
"Музыка" - интеграция музыкальных произведений в процесс обучения поддерживает развитие музыкальной культуры.
"Труд" - помогает формировать трудовые навыки, бережное отношение к материалам и ответственное отношение к уборке.
"Безопасность" - формирует основы безопасности во время художественной деятельности.
"Здоровье" - использует цветотерапию и физические упражнения для укрепления здоровья.
"Социализация" - способствует формированию гендерной и семейной идентичности, а также патриотических и мировых ценностей через взаимодействие с взрослыми и партнерское взаимодействие.
Эта интеграция позволяет создать более полноценное образовательное пространство, способствуя разностороннему развитию детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
- Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования? Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).
С детьми младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребё нка можно использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками;
•рисование ладошками.
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная.
- Применяют ли самостоятельно полученные знания и умения ваши воспитанники в нетрадиционной изобразительной деятельности? Какой используют нетрадиционный материал, техники? (ответы воспитателей)
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно – развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст детей. Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие мелкой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
- Какая предметно-развивающая среда по нетрадиционному художественному творчеству детей создана в вашей группе? (ответы воспитателей)
Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в группе должна содержать уголок изобразительной деятельности:
•Книжки-раскраски; картотека нетрадиционных техник рисования; альбомы для рассматривания; дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;
•Гуашь, акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т. д. ; глина, пластилин; бумага различной фактуры и размера, картон;
• Инструменты: кисти, палитры, доски для лепки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска; клеенчатые скатерти, непроливайки, подставки под кисть.
Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.
- Предоставляете ли Вы свободу выбора изобразительных материалов в художественной деятельности? (Ответы воспитателей) Это развивает у детей самостоятельность в работе, познавательную активность, творчество. Законченные работы обязательно выставляются. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать.
Чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности, используются приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно :
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.
- эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.
Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы ребёнка в целом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, способствуют развитию познавательной деятельности.
В работе нужно использовать такие формы организации как: целевые прогулки, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!