Казеко Елена
Консультация для родителей «Надо ли наказывать детей?»
▼ Скачать
Наказание- это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недействительными. И в результате мне задают вопрос: «Что думают учёные о наказании?». Я постоянно отвечая на вопрос, каждый раз углубляю содержание вопроса. Иногда получается так, будто бы папы чаще всего стоят за наказание детей, а мамы- против. Нередко бывает и наоборот. В большинстве случаев и мама и папа стоят на одних и тех же позициях. Но и тогда, когда они в основном соглашаются друг с другом, у них возникают порой разногласия. Для родителей проблемы наказания детей, особенно физического, всегда были захватывающей и бесконечной темой для обсуждения. Конечно, наказание наказанию рознь. Специалисты в данном случае говорят о разумных, любящих родителях. В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к отцу и матери. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них говорить, на мой взгляд, весьма несущественные детали. Главное- это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья. Тепло родительской любви- это чувство, которое воспитывает у человека способность любить и быть любимым. Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Каждому человеку приятно чувствовать, что его любят в семье, среди друзей, на работе. Однако, этот процесс взаимный. Поэтому ребёнок, который растёт в тёплой справедливой семейной обстановке, становится обычно человеком весьма приятным для окружающих его людей. Эти основные факторы воспитания ребёнка многим родителям кажутся настолько очевидными, что они забывают обращать на них внимание. Думаю, что есть ещё один фактор в процессе воспитания, который тоже очень важен. Ребёнок, особенно в возрасте от 3 до 6 лет, выражает свою преданность родителям обычно тем, что старается во всём быть похожим на них. Он не просто подражает их действиям, манере разговаривать, но и старается быть таким же разумным, как они. У мальчика появляется желание быть похожим на взрослых мужчин, быть храбрым в момент опасности, вежливым по отношению к женщинам, преданным своим близким, то есть таким же, как его папа. Девочка хочет помогать по хозяйству, заботиться о малышах (если их в семье нет, то о куклах, быть ласковой со всеми членами семьи, то есть делать всё, как это делает мама. Следовательно, дети, имея перед собой пример родителей и чувствуя их любовь, сами влияют на свою дисциплинированность и отношение к людям. Однако, как бы хороши ни были порывы, намерения ребёнка, ему ещё не хватает опыта, чтобы его поведение стало стабильным. Ему ещё очень легко запутаться в своих стремлениях. Каждый день он много раз слышит от мамы указания, наподобие таких: «Иди есть сейчас же, потому что обед остынет», «Запомни! Ты не должен сам менять пластинки на проигрывателе. Это делает мама», «Не переходи улицу, если с тобой нет взрослых». Иногда ребёнок просто не хочет вести себя нормально. Его может возмущать что-то, например, как разговаривают между собой родители, брат или сестра. В такие моменты на него может найти бурное настроение. И тогда нужна разумная твёрдость родителей. Обратите внимание на необходимость последовательности и искренности со стороны родителей, когда речь идёт о дисциплине детей. Советую при этом учитывать, что ребёнок не может порой приспособиться к кому-то из окружающих его взрослых людей. Между прочим, некоторые дети удивительно хорошо приспосабливаются к любым условиям. Родителям следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности у своего ребёнка. Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы. Некоторые мамы и папы теряются, не знают, как поступить, чтобы заставить ребёнка вести себя хорошо. Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на него, даже давать подзатыльники. Не убедив ребёнка в его вине, эти мамы и папы своими словами подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Мы начали разговор о наказании, перевели его к проблемам дисциплины. Это не случайно, так как наказание бывает за соответствующее поведение и, на мой взгляд, не улучшают дисциплину ребёнка. Она в основном зависит от других факторов. Наказание для большинства детей не является причиной, удерживающей ребёнка от плохого поведения. Даже в тех случаях, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, то и тогда оно не приносит желаемой пользы.