Надежда Тушкова
Консультация «Закаливание как важное условие укрепления здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Цели закаливания
1. Укрепление здоровья детей.
2. Повышение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды и заболеваниям.
3. Рост физической работоспособности.
4. Появление положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Публикация «Консультация „Закаливание как важное условие укрепления здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
5. Развитие эмоционально положительного настроя детей к закаливающим мероприятиям.
Основные принципы закаливания
1. Постепенность и последовательность.
2. Систематичность и постоянство.
Комплексное использование природных факторов.
3. Учет индивидуальных особенностей.
4. Контроль за физиологической реакцией ребенка.
5. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру
Требования для организации закаливания
1. Провести комплексную оценку здоровья ребенка.
2. Определить тип и дозировку закаливания.
3. Выбрать метод закаливания.
4. Заинтересовать родителей.
5. Соответствие возрасту.
6. Учитывать противопоказания к закаливанию организма.
Противопоказания
1. Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки.
2. Менее двух недель после обострения хронического заболевания.
3. Повышенная температура тела.
4. Протест и страх ребенка.
5. Температура окружающего воздуха ниже нормы.
6. Период адаптации.
Средства закаливания
1. Закаливание воздухом
2. Закаливание водой
3. Закаливание солнцем
СОЛНЦЕ
ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ
Согревает Перегрев, солнечный удар
Стимулирует загар Ожог, стимуляция раковых клеток
Необходимо для образования в коже витамина D. Передозировка
витамина D, торможение роста костей.
Стимулирует деятельность некоторых желез внутренней секреции( (ротовую полость, желудок, кишечник). Гиперфункция щитовидной железы.
Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих лучей). Проводится закаливание на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара. Продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут.
ВОЗДУХ
ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ
Охлаждает за счет скорости потока воздуха. Переохлаждение
Обогащает легкие кислородом. На открытом воздухе высока вероятность встретить кровососущих насекомых (клещи, комары, пчёлы и т. д.)
Вымывает газообразные продукты обмена из помещения. Может содержать аллергены (на тополь и т. д.)
ВОДА
ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ
Охлаждает за счет высокой теплоемкости Переохлаждение
Стимулирует физическую активность Переутомление
Обеспечивает личную гигиену Может содержать вредные примеси
Первая половина дня
1. Прием детей на улице в теплый период года и круглый год при благоприятной погоде, кроме младшего возраста, закаленным детям.
2. Утренняя гимнастика ежедневно в проветренном помещении (в теплое время года на улице, в облегченной одежде под музыку.
3. Облегченная одежда в группе.
4. Температура воздуха в группе +21,+22 (соблюдение графика проветривания)
5. Умывание прохладной водой: руки до локтей, лицо.
6. Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
7. Физкультминутки на занятиях.
8. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону с соблюдением двигательного режима.
Утренняя гимнастика
1. Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.
2. Упражнения для утренней гимнастики в детском саду затрагивают различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
3. Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе, спортивном зале предварительно проведена влажная уборка.
В 1 младшей группе продолжительность 5 мин.
Во 2 младшей группе 5 – 6 мин.
В средней группе продолжительность 6 - 8 мин
В старших группах продолжительность 8 – 10 мин.
Проветривание
1. В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком.
2. В первую очередь воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы в помещении группы был оптимальный микроклимат.
3. Комнаты сна и игр должны быть слегка прохладными. Рекомендуемая температура воздуха при обучении составляет +22 градуса, в период сна +18 градусов. Важным нюансом является то, что в прохладное время года одеяло должно быть тёплое, чтобы под ним держалась температура в 39 градусов.
4. Групповые помещения (+20 С - +22С)
5. Спальные комнаты (+16 – +18 С)
6. Туалетные комнаты, приемные, коридоры (+22 – +24 С)
7. Физкультурный зал (+18 С).
Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, улучшающие кровообращение, работу сердца, легких, способствующие восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут.
небольшие физкультминутки в детском саду в середине занятия, продолжительностью 2-3 минуты, после чего, ребенок, сняв напряжение, может с новыми силами приступить к занятиям.
Виды физкультминуток
1. Упражнения для снятия общего и локального утомления.
2. Упражнения для кистей рук.
3. Гимнастика для глаз.
4. Упражнения, корректирующие осанку.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Прогулка
В течение зимы следует широко использовать воздушное и водное закаливание.
Необходимым условием является достаточное проветривание игровых и спальных комнат, спортивного и музыкального залов. Правильное кварцевание и ионизация помещений предупреждают воздействие некоторых неблагоприятных факторов зимнего сезона на организм ребенка.
Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания – является прогулка на свежем воздухе. Прогулка зимой доставляет радость детворе не меньше чем летом. Зимой дети с удовольствием играют со снегом: лепят снежные фигуры, катаются на ледяных с горок.
Зимой создаются благоприятные условия для усиления обменных процессов, адаптации организма к низким температурам.
В зимнее время представляется большая возможность для дальнейшего развития основных движений — ходьбы, бега, метания и др., которые осуществляются в измененных, более сложных условиях (скользкая поверхность подошвы, утяжеленная одежда и т. д.).
Зимняя прогулка развивает у детей силу, выносливость, ловкость, делает их более смелыми, решительными, воспитывает чувство коллективизма. Ходьба на лыжах, бег на коньках, катание на санках – такие виды двигательной активности приемлемы только в зимний период и нужны человеку во все периоды его жизни. Нельзя забывать, что при подборе зимней одежды необходимо стремиться к оптимальному тепловому комфорту, помня о вредности перегревания детей.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
1. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.
2. Для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с; (п. 11.5 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Организация сна детей
1. Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса (до +18С).
2. Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате
3. Нервная система ребенка не способна выдержать бодрствование на протяжении целого дня. Если эмоциональные и физиологические силы малыша не восстанавливаются во время дневного сна, то ухудшается не только его настроение, но и самочувствие.
Вторая половина дня
1. Пробуждение и гимнастика после сна под спокойную музыку.
2. Ходьба по дорожке здоровья.
3. Босохождение в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
4. Хождение по мокрым дорожкам (полотенце с соленой водой, мокрое полотенце, сухое полотенце)
5. Обширное умывание: руки до локтей, лицо и шея, растирание мокрой рукой груди.
6. Растирание полотенцем до легкого покраснения.
7. Элементы точечного массажа.
8. Элементы дыхательных упражнений.
9. Прогулка на свежем воздухе с соблюдением двигательного режима в одежде по сезону.
Гимнастика после сна
Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую,
дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.
Задачи:
повысить жизненный тонус,
совершенствовать и развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Дыхательные упражнения очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Закаливание путём хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний.
2. На подошве располагается большое количество чувствительных рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как и организм уже реагирует заболеванием.
3. Босохождение снижает чувствительность стоп ног к колебаниям температуры, что благотворно сказывается на здоровье.
Хождение по мокрым дорожкам.
1. Эффективным средством закаливания является хождение босиком по мокрым солевым дорожкам, раздражающим нервные окончания на стопах ног.
2. Для этого понадобятся три полотенца, одно смачиваем в растворе соли (на 1 литр воды - 100 грамм соли морской, второе смачиваем пресной водой, третье остается сухим.
3. Расстилаем полотенца на клеенке рядом друг с другом.
4. Перед процедурой необходимо подготовить стопы ребенка, для этого
можно использовать массажер, старые счеты, а также полезно было бы
иметь специальный коврик для массажа стоп ребенка, который можно
сделать самим например (фломастеры, пробки ит. д.).
5. Еще можно сделать упражнения для стоп - походить на пальчиках, перекатываться с пятки на носок, попрыгать.
6. Затем ребенок ходит по соленому полотенцу в течение 4-5 минут, танцует, прыгает - находится все время в движении, затем переходит на второе полотенце и старается протереть стопы ног от соли, затем на сухое и вы вытираете ему ноги насухо.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т. д… Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Правильно организованная система закаливания.
1. Поддержит температурный баланс тела
2. Нормализует поведенческие реакции ребенка
3. Снизит инфекционно-воспалительные заболевания
4. Улучшит показатели физического развития
5. Повысит уровень физической подготовленности ребёнка.
Используемая литература.
1. Гаврючина Л. В. «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ». М., 2007г.
2. Голубева Л. Г., Доскин В. А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» М., 2006г.
3. Сонькин В. Д., Анохина И. А. «Как правильно закаливать ребенка» М., 2003г.
4. Возная В. И., Коновалова И. Т. и др. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ» М., 2006г.
5. «МААМ. РУ» (интернет – ресурс)
6. СанПиН от 15 мая 2013 г.