Спирина Татьяна Александровна
Консультация «Эффективное взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей ДОУ «Эффективное взаимодействие с родителями»
Консультация для воспитателей ДОУ «Эффективное взаимодействие с родителями»
Консультация для воспитателей ДОУ
«Эффективное взаимодействие с родителями»
Подготовила:
Спирина Т. А.
Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.
Публикация «Консультация „Эффективное взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Воспитатель в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, необходимо осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников.
К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Из показателей активности родителей в взаимодействия с воспитателями можно увидеть что: в начале родители не принимают ни какого участия в жизни группы, не интересуются в вопросах гармонизации детско – родительских отношений. Для изменения данной ситуации воспитателям необходимо разрабатывать подходы и пути для успешной реализации этой ситуации.
Содержание работы воспитателя с родителями может включать в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми желательно знакомить родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не должны существовать второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе.
Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Воспитатели и родители вместе в сотрудничестве могут найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит, конечно, воспитателям. Союз, взаимопонимание воспитателей и родителей, их взаимное доверие получится из-за того, что в работу с родителями, воспитатель не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями свидетельствует о том, что воспитатель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начало работы начинается с взаимодействия с теми родителями, которые желают участвовать в жизни группы, поддерживают воспитателя. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый.
Принцип «сэндвича»
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй.
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
• «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы.» «Вера Алексеевна! Я прошу.» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) ( Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую!»)
• «Вы не замечали, что в последнее время.» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» ( Сравните: «Саша постоянно., сегодня он снова.)
• «Вы знаете, меня очень тревожит, что. Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» ( Сравните: «Ваш ребенок. (такой-то, все время.».)
• «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить. ?» ( Сравните: «У Саши (такие-то проблемы). , вам обязательно нужно показаться к. (врачу, психологу, психиатру)»
• «Давайте вместе попробуем поступить. (так или так)»
• «Давайте вместе подумаем, как.»
• «Мы с вами могли бы помочь Саше. (здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
• «Как мы можем помочь вам в том чтобы.» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Способ третий.
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Способ четвертый.
Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
• Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
• Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
• Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
• Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.