Ольга Моргунова
Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природа….
Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать.
Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становиться мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.
Публикация «Консультация на тему „Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Мы убеждены в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
В 90-е годы в России было создано значительное количество программ,
направленных на экологическое воспитание дошкольников. А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой и др.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» появилась одной из первых в 90-х годах, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы
1. программу экологического воспитания дошкольников
2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области
экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей) .
Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет нам реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.
Изучив данную литературу, мы поставили перед собой цель:
Цель – воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
Задачи: 1. Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях.
2. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека,
животных и растений (питание, рост, развитие) .
3. Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только
дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.
Для успешной реализации задач по экологическому образованию
дошкольников мы выстроили систему работы по данному направлению, и включили следующие компоненты:
система экологического образования :
1. система педагогического взаимодействия
2. экологическое просвещение родителей и педагогов
3. создание экологически развивающей среды
Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования
дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Экологически развивающая среда нашей группы включает:
1. Уголок природы:
• комнатные растения;
• календарь погоды;
• схемы с изображением погодных явлений;
• дидактические игры экологического содержания;
• материалы для ухода за растениями;
• природный материал;
• выставки овощей, фруктов;
• огород на подоконнике.
2. Опытно-исследовательская лаборатория:
• емкости для экспериментирования;
• лупы;
• материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: краски, соль,
сахар, мыло, трубочки, пластмассовые стаканчики, тонущие и плавающие
предметы;
• материалы для игр – экспериментов с магнитами;
(притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы)
• материал для игр – экспериментов с резиной;
(«попрыгунчики», колечки, мячики, фигурки из резины)
• семена для посадки и проращивания в разных условиях;
(фасоль, горох, кукуруза и др.)
• фартуки;
• песочные часы;
• земля, глина, песок;
3. Речевой уголок
• схемы для составления рассказов о животных и объектах природы;
• иллюстрации с изображением времен года, животных и т. д.
• экологические сказки и рассказы;
• энциклопедическая литература о природе;
• художественная литература о природе.
4. Уголок здоровья
Шапочки цветов, насекомых, зверей, птиц и др. для имитации их движений и
проведения подвижных игр.
Картотеки:
• пальчиковые игры и упражнения;
• артикуляционная гимнастика;
• физминутки;
• дыхательные упражнения;
• подвижные игры.
5. Театрализованный уголок
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• театр на фланелеграфе;
• Животные жарких и холодных стран.
6. Уголок занимательной математики
• лабиринты;
• дидактические игы;
• логические задачи, головоломки.
7. Уголок творчества
9. Игровой уголок.
Заполнение календаря природы проводим с детьми ежедневно в сочетании с
наблюдениями. В младшей средней группах мы помогали детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые мы наблюдали на улице. Вместе с детьми одевали бумажную куклу, также как дети были одеты сами на прогулке.
Сейчас мы работаем с детьми старшей группы и учим ребят в календаре находить
и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления.
При отборе художественной литературы экологического содержания мы
используем следующие принципы:
• Доступность произведений детскому пониманию.
• Реалистичность.
• Привлекательность для детей.
Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаём играм.
Игры используем на занятиях, на прогулках, наблюдениях и в свободное время.
С целью повышения экологической воспитанности детей используемкружковую работу. Разработали план работы кружка «Зеленый патруль» с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые мы с удовольствием отвечаем.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес кжизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.