Нина Ширяева
Консультация «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Воспитание любви к родному краю через
ознакомление детей с природой».
В настоящее время нравственно - патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой. Воспитание патриота - сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Публикация «Консультация „Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа - мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека.
И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среды, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Нравственно - патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
-Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
-Обогащать знания детей о природе;
- Формировать духовную личность, способную поступать нравственно по
отношению к природе в различных ситуациях;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Первые чувства гражданственности, патриотизма, доступны ли они малышам? Воспитание любви к Родине у малышей начинается с отношения к семье, близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Так основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, которые оформляются на листе, в центре которого ребенок, а по углам мама, папа, дедушка, бабушка, братья и сестры.
Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях математики и сенсорики. Широко используются в младших группах все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним нужно начинать с экскурсий по ближайшим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели: о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома - свой номер. Знакомя детей младшего возраста с природой, надо обращать внимание на пение птиц, запах цветов, движение животных и т. д. В средней группе, старших и подготовительных группах задачи расширяются и усложняются. В совместной деятельности воспитателя и детей проводить :
- Познавательный цикл бесед «Мой край - Кемеровская область»;
- Оформляются альбомы, буклеты «Природа Кузбасса», «Экология Кемерово»;
- Прослушиваются песни о родном городе, чтение стихов, экологических
сказок;
- Осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного города,области, России, рассказывается о достопримечательностях города Кемерова, нашего края;
- Проводить целевые прогулки, планировать посещение краеведческого
музея.
Целесообразно проводить образовательную деятельность на тему: «Что
значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе»,
«Кого можно считать заботливым», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания к живым существам.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно- правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводить экологические развлечения на тему: «В гости к Лесовечку», «Природа- волшебница».
Опытническо - экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, эксперементировать.
Темы эксперементальной деятельности: «Деревья нашего двора»,
«Мой цветущий детский сад». Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводить на занятиях по художественно - творческой деятельности.
Работу с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств вести и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.
Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу - это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям, детям и родителям выходить с «экологическим патрулем» для наведения порядка на территории детского сада, площадки, ближайщего окружения.
Тем самым, дети участвуют в общем деле, становятся сопричастным к жизни города, социума. Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводить
тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини- музеев, принимают участие в выставках поделок из природного материала, бросового материала, в оформлении участков зимой.
Формирование патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников. Впечатления детства остаются на всю жизнь.
Радостные и добрые укрепляют душу и сердце. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Приложение
Дидактическая игра «береги природу» для младшей группы.
Цель: формировать доброе отношение к миру природы, отзывчивость на общение с живыми существами, закрепить основные правила поведения на природе «Что нельзя делать на природе».
Ход игры: Воспитатель показывает картинку детям, рассказывает, что на ней изображено, спрашивает у детей их наблюдения. И объясняет, что нельзя делать на природе, и как нужно относиться к живым существам, которые нас окружают.
- «Нельзя рвать цветы с клумбы. Цветами нужно любоваться, ухаживать».
- «Нельзя разорять птичьи гнезда. Трогать яйца птиц руками».
- «Нельзя рубить молодые деревья, ломать ветки деревьев. Благодаря деревьям у нас есть чистый воздух».
- «Нельзя ловить бабочек и других насекомых. В неволе они умирают».
- «Нельзя разорять муравейники».
- «Нельзя разжигать костры на природе. Может случиться пожар, погибнут множество животных и растений».
- «Нельзя топтать насекомых».
- «Нельзя трогать диких животных и забирать их домой. В неволе они погибают. А некоторые из них могут причинить вред здоровью».
Игра «Путешествие по родному городу».
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник
— Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.
Консультация на тему :
«Воспитание любви к родному краю через
ознакомление детей с природой»
Составила: Воспитатель Ширяева Н. Б.