Явкина Надежда
Консультация «Ребёнок растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Период развития ребёнка от 3до 6 лет принято называть дошкольным. Дети этого возраста растут быстро, постепенно теряя округлость, присущую раннему возрасту.
С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс идёт неравномерно. 3-5 летний ребёнок подрастает за год примерно на 4-6см. В 6 лет рост значительно стремится: за год ребёнок прибавляет 8-10см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.
Публикация «Консультация „Ребёнок растёт“» размещена в разделах
Развитие скелета в этом возрасте ё не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребёнок правильного сидел и правильно двигался. Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, нарушение осанки, плоскостопии. При нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребёнок быстро утомляется, у него появляются головные боли.
Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно- сосудистой системы.
При нормальном развитии с 3до 6 лет увеличивается 8-10кг, причем так же не равномерно как и рост. Чтобы было легче следить за физическим развитием ребенка, приводится таблица средних показателем.
Достаточно объективно о развитии ребёнка можно судить по соотношению паспортного и биологического возрастов.
Биологический возраст считается соответствующих паспортному, если ост ребёнка не ниже среднего. И каждый год увеличивается не меньше чем на 4 см. Кроме того, у шестилетнего ребёнка должен быть хотя бы один постоянный зуб.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счёт утощения мышечных волокон. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно- мышечного аппарата дошкольники ещё не способны к длительному мышечному напряжению.
По развитию основных движений (бега, прыжков, метаний, лазания) и физических качеств можно судить о совершенствовании не только костно - мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребёнка ещё недостаточно устойчива: процесса возбуждения преобладают над процессами торможения.
Ребёнок страдает от обилия слов, мелодий, особенно от телевизора. Старайтесь оградить его от длительных и непосильных нагрузок, ведущих к быстрому утомлению.
Богатство и разнообразие получаемой формации становятся мощным стимулом ля нервно- психического развития ребёнка. Его жизненный опыт расширяется вьше развивается речь, постно увеличивается словарный запас. В разговорах ребёнок пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. Этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представление об обязанностях. Дети очень восприимчивы, однако их навыки вначале непрочны и легко разрушаются.
Деятельность сердечно- сосудистой систему дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и так крови совершается по ним свободнее, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кровью.
Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно- сосудистую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.
Органы дыхания у дошкольника имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объём легких увеличивается. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом.
Однако к шести годам строение легочной ткани ещё не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребёнок дышит более поверхностно, чем взрослый, частота дыхания у него значительно выше: у младших дошкольников 26-27 в минуту, более старших 23-25 (у взрослых 6-18).Неглубокое дыхание ведет к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а у растущего организма потребность в кислороде большая. Игры на свежем воздухе активизируют процесс газообмена. Вот почему так важны они для ребёнка.
Обмен веществ у детей ходит более интенсивно, чем взрослых (в 2-2,5раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессов распада и сгорания, поскольку развивающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста образования клеток и тканей. В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост тела (примерно на 15%, чем на работу мышц.
При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечится сбалансированным питанием.