Елена Полянских
Консультация «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей в раннем дошкольном возрасте одновременно с познанием окружающего мира осуществляются и попытки познания самого себя. В основе данного процесса лежит самосознание, которое и выполняет центральную и регулирующую функцию. Обратимся к определению самосознания данное С. Л. Рубенштейном : «Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно и выходит на уровень теоретического мышления.
Публикация «Консультация „Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Параллельно с развитием теоретического мышления у ребёнка в данном возрасте начинается формирование ещё одной неотъемлемой части личности, его творческого потенциала. В науке существуют различные подходы к определению возрастных границ начала развития творческих способностей у детей. К примеру, Е. П. Торренс считает, что отследить развитие данного типа мышления можно только после пяти лет, когда у ребёнка развивается воображение; по словам Е. А. Корсуновского это граница будет ниже, около трёх – пяти лет; а если обратиться к работам М. Е. Богоявленского, то эта граница будет на уровне 6 лет. Но сходятся авторы в одном, все они считают дошкольный возраст наиболее благоприятным, сенситивным, для развития у ребёнка творческого мышления.
Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к действиям, оказанным из вне, впоследствии от этого и будет зависеть восприятие ребёнком мира и себя в целом как личности.
В педагогике и психологии выделяются два основополагающих позитивных способа воздействия семьи на развитие творческих способностей детей :
1. Помощь и стимулирование ребёнка в получении и приобретении специальных знаний и умений в процессе обучения.
2. Привитие ребенку в раннем возрасте своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от практики.
Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что развитие креативного мышления у ребёнка начинается с самообучения родителей. Им необходимо понять, что существует заповедный круг интересов ребёнка, который является неприкосновенным. Попытаться дать ребёнку изучить и понять свою индивидуальность. Очень часто на практике мы можем наблюдать как родители транслируют на детей свои желания и мечты, это может являться грубой ошибкой в воспитании, а иногда и приводить к психотравмирующим ситуациям, которые несомненно скажутся на дальнейшем психологическом развитии ребёнка.
Со слов В. С Юркевича одной из главных задач родителей в воспитании у ребёнка творческого потенциала является поддержание у него эмоциональной стабильности, нормального уровня самооценки, степени уверенности в себе. Это может достигаться при помощи разного рода социальных поглаживаний в процессе общения. Это обеспечит хороший «фундамент» для развития креативности у ребёнка, это добавит смелости в проведении «творческого эксперимента». Но не стоит забывать и про критику, она имеет место быть, но в очень сдержанной форме, дабы не отбить у ребёнка желание творить.
В заключении хотелось бы сказать, что только благоприятных условий для развития творческого потенциала ребёнка в семье недостаточно. Развитие креативности у детей, это всегда целенаправленный процесс в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижении конечной цели. Родители, конечно, играют одну из важнейших ролей в становлении креативности у ребёнка, и именно поэтому им необходимо соблюдать ряд условий необходимых для развития у него хорошего воображения, здоровой самооценки, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и. т. д. Ведь именно эти составляющие, сливаясь воедино, дают толчок к развитию творческого мышления у вашего ребёнка.