Анна Годинова
Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Колосок»
с. Дивное
Консультация
на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста в театрализованной деятельности»
Музыкальный руководитель:
Годинова Анна
Михайловна
Введение
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст — это самый интенсивный период развития ребенка, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку перевоплощаться во всевозможные образы и роли, является театрализованная игра и организация спектаклей для детей в детском саду. Путешествие с дошкольниками в «Волшебный мир театра» позволяет познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, овладеть навыками выразительной речи, правилами поведения,этикой общения со сверстниками и взрослыми. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни, несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Театрализованная деятельность является важным фактором в художественно- эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, стремиться привносить в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. С целью художественно- эстетического развития и привлечения детей к самостоятельной творческой театрализованной игре в нашем дошкольном учреждении функционирует музыкально-театральный кружок «Непоседы».
Актуальность театральной деятельности заключается в следующем: используя театральную деятельность в системе образования детей в дошкольном учреждении, педагоги могут решить комплекс взаимосвязанных задач таких образовательных областей, как :
«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности;
«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.
«Коммуникация», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическая культура», где используются подвижные-сюжетные игры.
«Социализация», где используются дидактические игры.
«Труд» - участие в спектаклях, подготовка к ним — это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам после художественного творчества.
«Здоровье» - использование здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутка, динамические паузы).
«Безопасность» - знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Базовая образовательная область — это социализация;
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности
решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
овладение импровизационными умениями;
развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
совершенствование познавательных процессов.
Основой театрального занятия является театрализованная игра. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду : Содержание и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
-художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и
дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной
деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной
взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая,
двигательная, музыкальная и пр.). Поэтому можно сказать, что театрализованная
деятельность интегративна. В процессе театрализованных игр : расширяются и
углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы:
внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции;
происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового,
речевого, двигательного; активизируются и совершенствуются словарный запас,
грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-
интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; совершенствуются
моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения;
развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт
нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности,
самостоятельности; участие в театрализованных играх доставляет детям радость,
вызывает активный интерес, увлекает их.
Театрализованные игры и их разновидности.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
-режиссерские игры;
-игры драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию, мимику, пантомиму.
Режиссерские игры. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Все картинки – персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева – это, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации и тогда всем станет интересно.
Стендовые театрализованные игры. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок, переворачивая листы стендакнижки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.
Фланелеграф. Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно, всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.
Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием. Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т. д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
Игры-драматизации. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды, кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создавать же образ он должен с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйтесь с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Кибальчиш», «Гусилебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, т. е. водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят. Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Дальнейший шаг – пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное заданье: ребенок выбирает тему, и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается.
Театральная игра. Общеразвивающие игры. Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом. Решая все эти задачи общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.
Ритмопластика. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазии ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости); развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции, координации движений); развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Культура и техника речи. Упражнение и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи, а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый миниспектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай интересное событие и т. д.). Занятия в основном строятся по единой схеме: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное включение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах. Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков. Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду. Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Заключение. JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка : «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Литература: Артемова Л. B. «Театрализованные игры». -М. : Просвещение, 1986 г. 67 с. Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М. : Просвещение, 1991 г. Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14. Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М. : Владос, 2001. 159