Юлия Бахвалова
Консультация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованных постановок»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев рук. На них и на ладонях находятся " ак-тивные точки", массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга и речевого аппарата. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Поэтому регулярные тренировки пальчиков, использование игрушек-рукавичек, игры с пальчиковым и настольным театром, театральные постановки с игрушками, которыми малыш может сам "управ-лять", окажут благоприятное воздействие на развитие речи дошкольников.
Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников посредством театрализованных постановок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Театральная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения: учить играя. Со временем ребенок научится использовать выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, будет стараться говорить четко, чтобы его поняли. Этот вид деятельности привлекает малышей своей динамикой, яркостью художествен ных образов, а самое главное - ожившими куклами.
В театральной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в собственные силы повышают самооценку детей. Дошкольники учатся размышлять, развивают речевой аппарат, их игровая деятельность активизируется, приобретая творческий характер. Посредством театральной деятельности малыши воспроизводят знакомые литературные сюжеты, именно это и совершенствует речь детей.
" Театр в руке " - детям рекомендуется предлагать разыгрывание сказки или любого сюжета, в котором каждый палец какой-либо персонаж. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песнями и т. д.
Важное значение имеют занятия типа зрелищ-показов, цель которых - повысить интерес к тому или иному предмету, явлению, активизировать речь ребенка. Необходимо подчеркнуть известное положение о том, что в воспитании маленького ребенка, особенно в своевременном обеспечении его речевого развития, главная роль принадлежит взрослому. Следователь- но, во время пребывания ребенка в детском саду его речевое развитие в значительной мере зависит от воспитателя, от характера и организации его речевого общения с другими детьми как во время занятий, так и вне их.
Прежде чем начать "спектакль" необходимо заранее познакомить детей с персонажами. Показ предмета обычно сопровождается произнесением определенных слов (сначала звукоподражательных, а потом и общепринятых - простых и более сложных). Например, воспитатель показывает в определенной последовательности несколько действий, выполняемых с этим предметом, и при этом произносит: "Кукла Катя / мишка идет, топ-топ, медвежонок поет - ла-ла-ла и т. д. " Если же детям никогда не показывали как кукла идет, затем например падает и плачет, то в таком случае у некоторых малышей может проявляться поверхностный ин-терес к происходящему, и любой предмет, попавший в их поле зрения, какой-нибудь звук может легко отвлечь детей от участия в занятии. В этом случае не стоит усложнять содержание / историю - надо повторять его без каких-либо изменений. По мере знакомства с содержанием / историей ребенок раннего дошкольного возраста все больше сосредоточиваестя на нем. Он словно вживается в происходящее и начинает проявлять к нему большой интерес. Заинтересованность к занятию-спектаклю не ослабевает даже при многократных его повторениях через небольшие интервалы( 3-4 дня).
При проведении занятий по развитию речи,особенно с детьми 2-х - 3-х летнего возраста, следует учитывать, что в этот период внимание малышей очень неустойчиво. Способность сосредоточивать внимание на показываемом предмете, умение слушать речь взрослого вырабатываются у малышей постепенно. Чтобы привлечь их внимание к предмету и речи воспитателя, на занятиях следует использовать предметы, привлекательные по своему внешнему виду; иногда целесообразно пользоваться приемами появления и исчезновения предмета. В момент его появления можно создать какую-нибудь необычную ситуацию. Иногда следует произносить слова с некоторой интригующей интонацией, заставляющей детей прислуши-ваться и сосредоточиваться. Вместе с тем злоупотреблять этими приемами не следует.
На занятиях, формирующих активную речь, ребенок должен сначала научиться произносить то или иное слово, а затем употреблять его в своей речи по собственной инициативе или же в речи той куклы, которой ребенок будет " управлять" в театральной постановке.
Очень важно предоставлять детям возможность самим развертывать разнообразную деятельность с игрушками-рукавичками, с игрушками настольного театра и др. Этот процесс также активизирует речь ребенка и развивает фантазию (ребенок сам для себя может придумать сказку \ историю). Поэтому в конце занятия необходимо давать детям игрушки для самостоятельной игры, следить за тем как малыши действуют с ними, побуждая их при этом к употреблению слов, а также отвечать на вопросы по поводу предмета / игрушки и действия с ним. Кроме того, детям можно предложить упражнения подражательно - имитационного характера.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в результате систематической работы по развитию речи у ребенка формируется речевой слух. Театральные постановки и представления, пальчиковые игры с использованием игрушек-рукавичек и временами предоставленная возможность самостоятельно подбирать сюжет, совершенствуют деятельность речедвигательного аппарата, развивают фантазию и воображение, дети начинают активно пользоваться усвоенными ранее словами и овладевают произношением новых звуков и слов.