МААМ-картинки

Консультация «Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения»

Назарова Светлана Валентиновна
Консультация «Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему :

«Развитие речи дошкольников 6-7 лет через речевые игры и упражнения»

Цель: Систематизация знаний педагогов об использовании речевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.

Задачи:

1. Систематизировать работу педагогов по использованию речевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.

Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения“» размещена в разделах

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по использованию речевых игр и упражнений.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации развития речи дошкольников.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Ожидаемый результат:

1. Повышение компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе.

2. Систематизация работы по использованиюречевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного её развития. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т. к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения. Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные детираскрываются.

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться совзрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужномнаправлении.

В своей работе по развитию речи дошкольников я использую речевые игры и упражнения.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Чем полезны речевые игры?

• стимулируют познавательную активность ребёнка;

• активизируют мышление;

• обогащают словарный запас;

• закрепляют правильное произношение звуков;

развивают внимание и память;

• улучшают коммуникативные навыки.

В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.

Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.

Разделяют следующие виды речевых игр и упражнений :

1. Игры для развития словарного запаса

Например, «Подбери словечко». Воспитатель кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное. (Синее море, синяя бабочка)

2. Звуковые игры

Например, «Замени звук». Воспитательназывает слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово. (Чашка – кашка)

3. Игры на грамматику

Например, «Скажи наоборот». Воспитатель начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним. (Слон большой, а бабочка маленькая)

4. Игры на развитие связной речи

Например, «История по картинкам». Воспитатель раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.

При работе по формированию речи с использованием игры, для наиболее эффективного проведения такого вида работы, используются определенные методы и приемы, а так же определенные требования, вот некоторые из них:

- наглядные методы, путем показа реальных предметов, картинок, муляжей, действий с целью закрепления прочных связей и ассоциаций между восприятием слова и предмета или действия.

- эмоционально-смысловой комментарий, который вносит определенный смысл, расставляет положительные «эмоциональные акценты» и связан с опытом ребенка.

- очень эффективный, универсальный и удобный в работе практический материал – предметные и сюжетные картинки. Помимо постоянного проговаривания, говорения, рассматривая картинки разного содержания, с изображением известных и неизвестных детям предметов и действий мы обогащаем опыт ребенка, знакомим с окружающей действительностью.

В работе по развитию языковой способности нужно придерживаться правил дидактики:

- демонстрировать образцы предметных, коммуникативных, игровых действий;

- комментировать события, предметы, картинки, действия;

- четко, без искажений, правильно ставя ударение произносить слова. Все свои действия педагог сопровождает четкой грамматически правильно оформленной и понятной ребенку речью. Непонятные, незнакомые слова нужно обязательно прокомментировать, объяснить их смысловое значение.

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваши дети быстрее научатся грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

В завершении своего выступления я хочу подарить вам картотеку речевых игр и упражнения для дошкольников 6 – 7 лет по развитию речи. Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М. : Академия, 1999. — 159с.

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С. 66-70.

3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М. : Просвещение, 1996.

4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 1995.

5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М. : Просвещение, 1990.

6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 1. — С. 59-66.

7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. — М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения»
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 19:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Светлана Валентиновна (УИ 1818107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД