Нарайкина Ольга
Консультация на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы современный человек смог адаптироваться к изменениям, происходимым в обществе, ему необходимы навыки и умения к восприятию информации, умению самостоятельно разрешать возникающие жизненные ситуации и ставить необходимые приоритеты. Здесь важным выступает формирование предпосылок универсальных учебных действий уже с дошкольного возраста. Говоря об определении данного понятия, отметим, что под предпосылками УУД понимается, прежде всего, последовательное приобретение и формирование навыков, качеств и умений, которые применяются личностью для восприятия информации, окружающего мира.
Публикация «Консультация на тему „Развитие познавательных универсальных учебных действий“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Универсальные учебные действия предоставляют дошкольнику возможности для осознания поступающей информации в доступной, в соответствии с возрастом форме, а также развивают умения самостоятельно находить, анализировать информацию и применять ее в собственной практической деятельности
В процессе взросления ребенка происходят изменения мотивов его деятельности. На каждом возрастном этапе особенности мотивации и ее структура изменяются. Более простые заменяются на более сложные, и все это зависит от целей, возможностей и особенностей ребенка. Так от элементарных мотивов еды и сна его мотивы усложняются, появляется потребность в игре, общении, а затем и в обучении.
Происходящие изменения, способствуют развитию новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизнь проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизнь [4].
Задача образования - это развитие универсальных учебных действий у детей как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Важной задачей новой системы образования является формирование универсальных учебных действий, которое обеспечивает умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Теоретические основы формирования познавательных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах: А. В. Горячева, О. В. Брыковой, В. А. Молякова, С. В. Тигрова.
По мнению Н. А. Федосовой «Познавательные УУД – это система изучения окружающего мира, построения единого процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».
Н. А. Федосова указывает, что формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся не может быть без процесса мышления, которое в дошкольном возрасте становится более гибким и сложным. В период дошкольного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом организации деятельности на данном этапе развития ребенка [3].
Познавательная УУД позволяет решить важнейшие задачи развития у детей дошкольников, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие определённых приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Очевидно, что через обучение происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. У детей начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских познаний, которые складываются у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения.