Елизавета Почтовик
Консультация на тему «Проявления речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Проявления речевых нарушений»
Подготовила учитель-логопед Почтовик Е. А.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Нарушения речи – это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка.
Публикация «Консультация на тему „Проявления речевых нарушений“» размещена в разделах
Детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, заикаются, имеют бедную и однообразную речь. Среди причин, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (нейроинфекции, травмы и т. п.). В детском возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи:
- в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
- в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
- 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
У каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев. Если в два года малыш не лепечет или не произносит хотя бы несколько слов, а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства. Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, нарушения слуха.
Речь играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций резко ограничивается круг общения ребенка, а значит, снижается количество получаемой информации, не развиваются коммуникативные навыки, страдает и эмоциональная сфера. При поступлении в школу возникают проблемы обучения, письма и чтения. Таким образом, правильное развитие речи является очень важным фактором гармоничного формирования личности и должно находиться под контролем специалистов.
Задержка развития речи –означает, что при нормальном развитии интеллекта и хорошем понимании речи окружающих у малыша запаздывают сроки появления речи. Начав говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи.
Упражнения и игры для пальчиков – довольно эффективное средство для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте. Разучивание текстов с сопровождающей их пальчиковой гимнастикой стимулирует развитие речи, эмоциональную выразительность.
Рекомендации по пальчиковым играм
Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Если в задуманной вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок; для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать.
2. Для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой; чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией.
3. Для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым; чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.
В заключение хотелось бы добавить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и спокойными, а для детей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.
Пример пальчиковых игра для детей
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.
(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)
Поиграем в пальчики
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)