Приложение МААМ

Консультация на тему «Подвижные игры как средство формирования здорового образа жизни»

Юлия Кольнова
Консультация на тему «Подвижные игры как средство формирования здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

План консультации

1 Методика организации подвижных игр

2 Классификация групп детей, имеющих различные физические возможности

3 Психологические особенности организации подвижных игр в группах

4 Вывод

С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и, конечно, физического воспитания.

Публикация «Консультация на тему „Подвижные игры как средство формирования здорового образа жизни“» размещена в разделах

Как отмечает Шапкова Л. В., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапозон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности».

Однако в настоящее время наблюдается изменение взгляда педагогов на подвижную игру. Многие воспитатели воспринимают её только как забаву и возможность занять детей. Часто её используют нерационально: перспективное планирование ведения игр в жизнь детей не проводится, нарушаются методические основы - хаотичный и однообразный подбор игр, поэтапность знакомства детей с игрой. Особого внимания требует также вопрос подготовки детей к введению подвижной игры – изготовление и подбор атрибутов, ознакомление с основными правилами. Всё это приводит к снижению эффективности подвижных игр.

Подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма ребёнка в активных действиях. Большая ценность этих игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. В процессе игры у детей тренируются и укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры отмечал П. Ф. Лесграфт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Другими словами, главная ценность подвижных игр -специфическая форма организации и особый воспитательный эффект, заключающийся в необходимости соизмерять свои желания с правилами игры и желаниями других участников. Особо он подчёркивал тот факт, что игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства наряжены, действия организованны.

Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию эмоциональной сферы личности. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности в себе.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей лишены возможности участвовать в дворовых играх, ещё недавно являвшихся хорошей школой воспитания.

Правила, являющиеся основой подвижных игр, имеют большое значение в воспитании произвольного поведения детей, их волевых качеств. Они дисциплинируют детей, помогают развивать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением других игроков.

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности, активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазанья.

В педагогике широко используются подвижные игры, в которых, кроме основных движений, используются и другие, например ритмичные хлопки, притопывание и прочие. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели, в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. В одном случае педагок фиксирует внимание на подлезании, в другом - на прыжках или на согласованности движений, в третьем – на умении ориентироваться в пространстве и т. д.

Необходимо остановиться ещё на одном моменте. В традиционных играх недостаточно внимания уделяется упражнению слабых мышц спины, шеи, живота. О них надо помнить в каждой игре, так как в результате этих мышц у детей обнаруживается плохая осанка, выступающие лопатки, для исправления которых требуется уже специальная корригирующая гимнастика. Задача детского сада – организовать педагогический процесс так, чтобы он являлся средством профилактики всяких отклонений в физическом развитии.

Все подвижные игры направлены на развитие моторной ловкости детей, на то, чтобы сделать движения лёгкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима для развития навыков самообслуживания, для выполнения небольших трудовых поручений.

Одним из главных условий успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определённых для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Далее, на основе усвоенных общих задач воспитания, необходимо произвести планирование с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Это позволит распределить детей по группам здоровья и, соответственно, адекватно подбирать методы и формы работы с ними.

В начале года, в ходе педагогической диагностики, инструктору по физической культуре необходимо проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также определить общий уровень их развития. Поэтому целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.

Очень важным является доброе, внимательное отношение воспитателя к детям и их особенностям. Детям робким, неуверенным нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже верёвочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при сбрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Делать это надо тактично и незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребёнка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные в силу определённых нарушений (ММД, гиперактивность) также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов, умению регулировать свои реакции.

Прежде чем приступить к знакомству детей с новой игрой, воспитатель обязан хорошо её изучить, чтобы ясно и чётко рассказать содержание, правила, суметь правильно и чётко рассказать содержание, правила, суметь правильно и чётко выполнить движения, входящие в игру. В этом должна помочь система картотек, которая состоит из отдельных карточек, на которых и записываются игры под определёнными номерами. Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. Требует внимания также вопрос подготовки атрибутов.

Обычно рекомендуется разучивать новые игры во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то, что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребёнка к усиленной работе, они обычно сопровождаются позитивным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребёнка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Оно является признаком перегрузки как физической, так и психической.

Внимательно следует относиться и к неудачам детей в подвижных играх. Педагог должен помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Игры, включающие индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но и здесь надо строго следить, чтобы силы партнёров были равные. Воспитатель должен осознанно подходить к делению детей на команды, зная возможности каждого ребёнка.

Интерес к подвижным играм у детей появляется там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так, чтобы дети не чувствовали, что взрослый «проводит игру», где он по-настоящему играет с ними, радуется их успехам, огорчается вместе с ними в случае неудачи.

Инициатива детей в организации той или иной подвижной игры является для воспитателя показателем интереса детей. Тем не менее необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Классификация игр основывается на психологических особенностях детей того или иного возраста. Так, в младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями, с использованием разнообразных атрибутов и элементов театральных костюмов. Сюжетные игры проходят с большим эмоциональным подъёмом, когда водящему надевают шапочку, соответствующую данному персонажу. При проведении некоторых игр в младших и средних группах хорошо, когда всем участникам игры надевают подобные шапочки (ушки зайчиков, мышек, головки с клювиками и др.) Подобные атрибуты помогают детям «войти в образ», повышают мнтерес к движению.

Более старшие дети любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой её. Они часто играют в игры, которые предполагают использование элементов соревнований. Кроме того, им интересны не просто активные игры, а именно те, которые включают интеллектуальный компонент.

Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно услышанные считалки с отрицательным и агрессивным содержанием. Детей старших групп обязательно надо научить разным способам деления на команды, подгруппы. Применение считалок и других способов распределения ролей в подвижных играх способствует воспитанию организованного поведения детей, дружеских взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, это исключает проявления пристрастия, несправедливости и неоправданного безудержного стремления к лидерству.

Предварительно разучивать текст с детьми не следует. Ведущая роль на первом этапе у воспитателя, его задача – обучить детей правильным игровым движениям. Текст же дети постепенно запоминают в процессе игры : вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо требовать, чтобы дети сразу же говорили во весь голос. Позднее, освоятся движения, следует обращать внимание на чистое, выразительное произношение текста и не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъём. Произносить текст нужно чётко, достаточно высоким голосом, насыщенным эмоционально.

С самого первого проведения игры необходимо брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это только усложняет двигательную задачу. Подскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получаются. Кроме того, воспитателю следует также помнить об особенностях двигательной сферы малышей: им свойственны более частые движения, чем взрослым, так как у них ноги короче и, соответственно, более короткая амплитуда движения.

Необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Неэффективно проводить игры высокой подвижности в конце прогулки или вечером. Это будет способствовать накоплению усталости и снизит эффективность самой игры.

Свои особенности накладывает и сезон. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затемнённом месте участка, скрытого от прямых лучей солнца. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками.

Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать чтобы дети не перегревались.

При проведении подвижных игр необходимо учитывать и такой параметр, как физические возможности детей. Несмотря на то, что Л. В. Шапковой данный критерий применяется к детям, имеющим различные физические дефекты, нам кажется целесообразным учитывать его и в работе со здоровыми детьми.

Классификация групп детей, имеющих различные физические

возможности.

Группа Показатели

1 2

Дети с большой подвижностью -высокая реактивность, неуравновешенность поведения;

-чаще других попадают в конфликтные ситуации;

-не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий;

-как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения;

-движения резки, быстры, часто бесцельны;

-повышенная интенсивность игры вызывает быстрое утомление, что сказывается на общем поведении

Дети средней подвижности -наиболее ровное, спокойное поведение, умеренная подвижность;

-эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр;

-движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные

Малоподвижные дети -вялы, пассивны, быстро устают;

-они стараются уйти в сторону, чтобы ни кому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства;

-не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни.

Психологические особенности организации подвижных игр в группах

Работа с детьми младшего дошкольного возраста строится так, чтобы решалась основная задача – развитие их двигательных навыков и умений.

Моторика детей развита слабо, движения неуверенные, плохо контролируемые.

Помочь в решении этой задачи могут игрушки, стимулирующие основные движения, например каталки с разнообразными яркими разноцветными фигурками. Основное требование к игрушкам-каталкам заключается в их функциональности - сам предмет должен крепиться на прямой палке, не сгибаться и не наклоняться вперёд. Ребёнок везёт каталку вперёд себя и с интересом наблюдает, как бабочка машет крылышками или как вращаются смешные человечки. Ребёнок идёт быстрее, и бабочка чаще машет крыльями, а когда малыш бежит, движения фигурок ёщё убыстряются. Немаловажен цветовой спектр, используемый в процессе изготовления игрушек. Желательно, чтобы цвета были натуральными, а их количество не превышало 3-4. Интересно бегать детям и с легкими яркими флажками, ленточками, султанчиками, изготовленными воспитателем или старшими детьми. Особенно любят дети всевозможные мельницы – вертушки. Упражнению в координации движению рук и ног способствуют игры с хождением по доске, узкой дорожке. Игры с текстом придают движениям ритмичность.

Для малышей характерно эмоциональное, непосредственное восприятие игрушки, образа данного в игре. Известно, что для детей характерен так называемый анимизм – одушевление животных, непроизвольное наделение их человеческими качествами. И воспитатель должен опираться на эту особенность детей. Значительно оживляют игру различные элементы костюмов, головных уборов.

Для детей этого возраста рекомендуются совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии, причём это действие воспитатель тут же подсказывает детям. Детей 2-3 лет в подвижных играх привлекает преимущественно сам процесс действия: им интересно бежать, догонять бросать, что-то искать. Результат этих игровых действий для них не имеет значения.

В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Движения должны быть чёткими. Речь – эмоционально насыщенной, интонационно выразительной.

Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Объясняя детям правила, взрослый должен помнить, что возможности восприятия ими инструкции имеют свои особенности, их внимание ситуативно. Поэтому инструкция должна включать ограниченное число слов.

Начинать игру следует с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда воспитатель отметит, что все дети подгруппы усвоили правила, можно переходить к игре со всеми детьми. Воспитатель может повторять одну и ту же игру в течение нескольких дней: в знакомую игру малыши играют более охотно.

Введение новой игры лучше планировать на утро, когда дети ещё не утомились.

Примерно с 4-5 лет, в средней группе, детей уже интересует результат произведённых действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры.

Предполагается, что движения детей стали более совершенными, координация улучшилась. Поэтому в процессе игры теперь внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья. Следовательно, игры должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений. Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети ещё не научились этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. Другими словами, игра предполагает закрепление того или иного движения.

В средней и старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности.

В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем – при самостоятельной организации ими игры. Считалка даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

В старшей группе дети должны знать разные считалки. Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. д.).

Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

Бывает так, что ребёнок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

Внимание воспитателя должно быть направленно на качество движений, чтобы они были лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляя выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.

Как и раньше, воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. Воспитатель учит детей строго соблюдать правила, договариваться о последовательности действий, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности.

Если дети не умеют, надо научить их пользоваться считалками и другими средствами организации игры.

В играх вдвоём, втроём, когда надо определить, кому начинать игру, можно не считаться, а конаться. Это делается разными способами. Например, играющие берут две палочки разной длины, зажимают в руке так, чтобы не было видно, какая длиннее. Один из играющих вытаскивает любую из палочек: если он вытянул длинную, то ему и начинать игру, если короткую -начинает другой. Есть и другой способ: берётся палка или бита от городков, два игрока (по одному от каждой партии) перехватывают палку руками, т. е. один берёт её в любом месте, другой перехватывает рядом, затем снова первый, и так до конца. Кто последним перехватит палку, тот и начинает игру. Можно конаться и так: обе партии играющих встают с двух сторон, воспитатель становится посредине и подбрасывает биту вверх так, чтобы при полёте она вращалась. В чью сторону бита упадёт ручкой (или палка намеченным концом, та команда и начинает игру.

Воспитатель добивается, чтобы все дети играли в разнообразные игры, иначе развитие их будет односторонним: одни будут упражняться только в метании, другие – в прыжках и т. п.

Вывод: Подвижные игры занимают должное место в жизни детей, если сам воспитатель хорошо знает их и с удовольствием играет с детьми. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно, были и народные. Методически правильно организованные игры будут проходить интересно, эмоционально, тем самым способствуя всестороннему развитию личности каждого ребёнка.

Публикации по теме:

«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей». Консультация для воспитателей «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Воспитатель – Ситникова Надежда Васильевна.

Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Консультация для родителей Инструктор по физической культуре Кузин Александр Петрович МБДОУ «Детский сад №229»г. о. Самара Тема: «Здоровый.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Взаимодействие с родителями в детском саду в процессе формирования здорового образа жизни Консультация: «» Учитель-логопед: Макарова О. С. Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования.

Экология как фактор формирования здорового образа жизни дошкольника. Взаимодействие с родителямиЭкология как фактор формирования здорового образа жизни дошкольника. Взаимодействие с родителями В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина — в деятельности человека.

Проект «Двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни» Пояснительная записка Данный проект составлен на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы и Рабочей программы физического.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу!» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Я здоровье сберегу!» Цель программы: создать благоприятные условия,.

Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни детей О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие формирования здорового образа жизни детей Здоровье – великая ценность каждого человека. А здоровье детей дошкольного возраста – залог благополучия всего нашего общества. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Подвижные игры как средство формирования здорового образа жизни»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 20:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Подвижные игры как средство формирования здорового образа жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кольнова (УИ 983156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД