Оксана Фатхуллина
Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»
▼ Скачать
МБДОУ № 47 «АЙГУЛЬ»
«ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ»
Подготовила:
Воспитатель II кв. кат.
Фатхуллина О. А.
Экологически развивающая среда в детском саду может быть организована как Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.
Публикация «Консультация на тему: „Лаборатория природы в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.
Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.
Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.
Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.
Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:
• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;
• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.
• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.
Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.
Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом» : говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
Например: дети сажали семена в две коробочки, одну поливали, другую - нет. И что при этом получилось.
Воспитатель: - Что вы делали?
Дети: - Сажали семена в коробочки.
Воспитатель: - Сколько у каждого было коробочек?
Дети: - По две.
Воспитатель: - А зачем нужны были две?
Дети: - Чтобы увидеть в какой из них семена прорастут, а в какой нет.
Воспитатель: - И что вы для этого делали?
Дети: - Одну поливали, а другую – нет.
Воспитатель: - И что же у вас получилось?
Дети: - Семена проросли в той коробочке, которую поливали, а которую не поливали – не проросли.
Мальчик: - А у меня проросли в обеих коробочках!
Девочка: - А ты обе поливал!
Воспитатель: - Ну, что ж, попробуй заново провести опыт и увидишь, что получится.
Комната природы – это специально оборудованное помещение, позволяющее расположить в системе большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов, необходимых для реализации экологического содержания программы.
Чаще, Комната природы служит для отдыха, релаксации и наблюдений. Но чтобы Комната природы приобрела все атрибуты развивающей среды, она должна стать частью общей системы экологически развивающей среды.
Как правило, в ДОУ имеется одна такая комната, а активная экологическая деятельность должна регулярно осуществляться всеми детьми детского сада, поэтому необходимо наличие преемственности между Комнатой природы и Уголком природы в группе. То есть, в Комнате природы, под руководством эколога, дети приобретают базовые знания, а затем работа переносится в Уголок природы, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя выполняют задания эколога.
В Комнате природы собрано много разнообразных растений, которые сгруппированы по климатическим зонам. Растения одной климатической зоны обладают сходными приспособлениями к определённым условиям природной среды.
Например: у растений пустыни видоизменённые листья – колючки, чтобы меньше испарялось воды, а утолщённый стебель – для большего запаса воды. У растений тропиков – плотные, глянцевые листья с прорезями и отверстиями, чтобы вода легко скатывалась с поверхности листьев во время тропических ливней.
Познакомившись с растениями определённой климатической зоны, дети находят подобные растения в Уголке природы.
В теплице Комнаты природы дети сажают растения и наблюдают их рост, и развитие от семени до семени. Они усваивают, как функционируют органы растений: корень нужен для того, чтобы всасывать влагу и полезные вещества; стебель – чтобы доставлять эти вещества и влагу ко всем органам; листья – чтобы улавливать свет. В процессе опытов дети понимают, что растениям для жизни необходимы тепло, свет, вода и почвенное питание.
В Комнате природы можно содержать кроликов, морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков, канареек, аквариумных рыбок. В таком случае, дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования, знакомятся с потребностями животных. А также, устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. В результате, детей подводят к пониманию: человек - часть природы.
И эколог, и воспитатель акцентируют внимание детей на том, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
Необходимо организовывать эвристические беседы, в ходе которых обсуждаются положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой.
Например: если вырубить деревья в лесу – погибнут тенелюбивые растения, жившие под их кроной, исчезнут насекомые, жившие на деревьях, улетят птицы, которые питались насекомыми и вили гнёзда на деревьях и т. д.
В результате, дети постигают идею о целостности мира природы, о необходимости разумного и гуманного общения человека с природой.
В Уголке природы можно расположить карту мира, на которой дети будут располагать животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.
Комната природы может содержать собрание редкостей, природных достопримечательностей и многое другое. Также, всё это можно иметь и в Уголке природы.
Таким образом, экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности.
Благодаря Лаборатории или Комнате природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.
Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.