Еремеева Евгения
Консультация «Игровые квесты как культурная практика детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Консультация „Игровые квесты как культурная практика детской инициативы“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Самостоятельность дошкольника неразрывно связана проявлением его инициативы. Что такое инициатива и самостоятельность?
Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Самостоятельность - не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.
Важность развития детской инициативы и самостоятельности подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в частности в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и другие;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка являются культурные практики.
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность и другие. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно развивающихся самостоятельных действиях.
В качестве ведущей культурной практики в дошкольном возрасте выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью игровой культурной практики?
В образовательной программе дошкольного образования, уделяется большое внимание созданию игровой развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Такая игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия.
В дошкольном возрасте в игровой культурной практике идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как самостоятельной личности.
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.
И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре. Одним из видов культурной практики является квест-игра. Квест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это ведущий вид детской деятельности.
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?
Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Игровые квесты выступают в качестве культурной практики поддержки детской правовой инициативы, поскольку в игровой деятельности дети могут не только закреплять сформированные у них правовые знания, но и, самое главное, научиться применять эти знания в разных ситуациях. В результате у детей сформируется значимый опыт, который позволит им более эффективно адаптироваться в социуме. На современном этапе развития общества отмечается усиление внимания к ребенку как к личности. Все чаще ребенок воспринимается как член общества, который имеет определенные права, и защита прав детей является одной из актуальных задач. Отмечается, что развитие внимания к основам правовых знаний, начиная с детского возраста, является одним из характерных признаков общественного прогресса и развития общества, поскольку прогрессивные изменения в обществе всегда предполагают развитие правового сознания, правовых знаний граждан, позволяющих им следовать своей гражданской позиции