Приложение МААМ

Консультация «Игровые квесты как культурная практика детской инициативы»

Еремеева Евгения
Консультация «Игровые квесты как культурная практика детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

Д. В. Менджерицкая

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Консультация „Игровые квесты как культурная практика детской инициативы“» размещена в разделах

Самостоятельность дошкольника неразрывно связана проявлением его инициативы. Что такое инициатива и самостоятельность?

Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.

Самостоятельность - не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.

Важность развития детской инициативы и самостоятельности подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в частности в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и другие;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка являются культурные практики.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность и другие. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно развивающихся самостоятельных действиях.

В качестве ведущей культурной практики в дошкольном возрасте выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.

Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью игровой культурной практики?

В образовательной программе дошкольного образования, уделяется большое внимание созданию игровой развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Такая игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия.

В дошкольном возрасте в игровой культурной практике идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как самостоятельной личности.

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.

И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре. Одним из видов культурной практики является квест-игра. Квест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Игровые квесты выступают в качестве культурной практики поддержки детской правовой инициативы, поскольку в игровой деятельности дети могут не только закреплять сформированные у них правовые знания, но и, самое главное, научиться применять эти знания в разных ситуациях. В результате у детей сформируется значимый опыт, который позволит им более эффективно адаптироваться в социуме. На современном этапе развития общества отмечается усиление внимания к ребенку как к личности. Все чаще ребенок воспринимается как член общества, который имеет определенные права, и защита прав детей является одной из актуальных задач. Отмечается, что развитие внимания к основам правовых знаний, начиная с детского возраста, является одним из характерных признаков общественного прогресса и развития общества, поскольку прогрессивные изменения в обществе всегда предполагают развитие правового сознания, правовых знаний граждан, позволяющих им следовать своей гражданской позиции

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленностиМастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 с. Александровка МО Ейский район Мастер – класс, как новая.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игровые квесты как культурная практика детской инициативы»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 16:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игровые квесты как культурная практика детской инициативы»» (включая файлы) размещена пользователем Еремеева Евгения (УИ 2518651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД