Светлана Валеева
Консультация «Адаптационный период. Почему дети разные?»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период детей в ДОУ.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Адаптация - это приспособление или привыкание к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт со взрослыми, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде». Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много зависит от педагога, необходимо понять, уметь заинтересовать ребенка, или говоря словами Василия Александровича Сухомлинского: «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
Оторваться от мамы, которая всегда была рядом и попасть совсем в незнакомую среду, где много детей, которых он не знает и его не знают. В новой обстановке ребенок не знает как себя вести. Для него – это страшно, непонятно, что приводит к стрессу. Это все равно, что нас по одному вывезти, без нашего ведома в другую страну. Происходит это потому, что не все родители понимают степень ответственности перед новым этапом жизни их детей, не беседуют с ними. Оставляют ребенка первую неделю на слишком долгое время, неправильно выбирают слова утешения: «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «В детском саду плачут только нехорошие дети», не дают возможности ребенку общаться с другими детьми. Мы воспитатели, я не исключение, не всегда понимаем родителей, которые не могут оторваться от ребенка и долго утешают, уговаривая его зайти в группу. Мам нужно понять, и конечно же успокаивать и объяснять. А так же вспомнить себя…и свои ощущения, когда вы сами первый раз отводили ребенка в детский сад. В связи с этим мы проводим консультации, беседуем с родителями, обсуждаем вопросы на родительских собраниях. Большинство родителей идут нам навстречу, помогают, но есть и такие, к которым мы еще не подобрали ключи, из-за этого адаптационный период проходит сложнее.
В начале учебного года в группе было 13 детей. Все дети начали проходить адаптационный период одновременно. Адаптационный период проходил с 1 сентября до середины декабря. В это время велись адаптационные листы на каждого ребенка, в которых отражалось их эмоциональное состояние, аппетит, сон.
Хочется отметить в своем отчете, что существует 3 степени тяжести адаптации : легкая степень, средняя степень, тяжелая степень.
Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений.
Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений.
Тяжелая адаптация : характеризуется, во первых, значительной длительностью (от 2-х до 6-ти месяцев и больше). И тяжестью всех проявлений.
Я поняла, что дети боятся громкого голоса, кусаются, дерутся из-за своей игрушки, симулируют болезни и т. д.
Мне пришлось перестраиваться, учиться самообладанию над собой. Я научилась играми, потешками, пальчиковыми играми завлекать детей делать зарядку, лечь отдохнуть, полежать в кроватке.
Адаптация детей осложнилась тем, что дети поступали в течение всего учебного года, что и обусловлено слишком затянувшимся адаптационным периодом. Реакция вновь поступивших детей до сих пор отражается на уже адаптированных детей. В связи с этим дети прошедшие адаптацию вновь начинаю вспоминать про родителей, и поведение их меняется в отрицательную сторону. Для этого вновь приходится прилагать усилия для того, чтобы дети справились с трудностями привыкания к ДОУ.
Мои правила:
Быть доброй и родной, как мама.
Относиться к родителям с сочувствием и взаимопониманием.
Держать всех на виду, да глаз с них не спускать.
На следующий год планирую, взаимодействия с семьями воспитанников, стремимся сделать родителей своими союзниками.