дима шивко
Консультация «Музыка выпрямляет душу человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка выпрямляет душу человека.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня.
Публикация «Консультация „Музыка выпрямляет душу человека“» размещена в разделах
Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в себе и помогает музыка.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания.
Я вижу одну из важнейших задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки, - тишина полей и лугов, шелест дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжание пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию.
То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Я подбираю для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, передано то, что они слышат вокруг себя: щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. При этом я оберегаю ребят от изобилия впечатлений. Цель – пробудить у детей желание еще раз прослушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту. После прослушивания мелодий дети должны вслушиваться в тишину полей и между восприятием двух мелодий познавать красоту природы.
Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мысли. Музыка вводит ребенка в мир добра.
Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка, как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину, эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений.
Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Слушая мелодии Э. Грига, дети рисовали в своем представлении сказочные пещеры, непроходимые леса, добрых и злых существ. Самым молчаливым хотелось говорить; детские руки тянулись к карандашу и к альбому, хотелось запечатлеть на бумаге сказочные образы. Музыка пробуждала энергию мышления даже у самых инертных детей. Казалось, она вливает в клетки мыслящей материи какую – то чудодейственную силу. В этом подъеме умственных сил под влиянием музыки я видела эмоциональный источник мышления.
Постепенно у нас создается альбом музыкальных произведений, полюбившихся детям. Я называю альбом «музыкальной шкатулкой», детям это нравится, они говорят с гордостью: «У нас есть музыкальная шкатулка».
В музыке, как и в слове, выражается подлинно человеческое. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком раскрывается красота окружающего мира.
Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слов нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Объяснение музыки должно нести в себе что – то поэтическое, что – то такое, что приближало бы слово к музыке. Его я стараюсь найти в эмоциональной памяти воспитанников: при помощи слов создавая картину, которая пробуждала бы воспоминания о пережитом.
Я стремлюсь донести до юных сердец тончайшие оттенки человеческого чувства – любви. Воспитывающее влияние музыки в этой сфере духовной жизни детей огромно.
Душа ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, а если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки.
Музыка – это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей.