Татьяна Ким
Консультация «Мини-музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Что такое музей, это понятно? Но что такое мини - музей?
Публикация «Консультация „Мини-музей в детском саду“» размещена в разделах
Во – первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки… Во – вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В – третьих, мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. В создании музея принимают участие и сами дети, и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиций, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Какие же цели и задачи стоят при создании мини – музея :
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно – пространственной среды ДО.
3. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование у дошкольников представления о музее.
7. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию мини – музея являются :
- Беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер класс по изготовлению экспонатов.
- Работа творческой группы по пополнению экспонатами.
Выбор места размещения мини – музея.
При выборе места размещения мини – музея необходимо учитывать, чтобы полки с экспонатами размещались на уровне глаз детей. Воспитатель должен иметь возможность в любое время обратиться к материалам музея, дети могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждая их особенности, задавая вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования.
Так как внимание дошкольников еще не достаточно сформировано, эффективность всей работы мини – музея будет зависеть от того, насколько удачно размещены экспонаты и от степени их привлекательности для ребенка.
Наиболее оптимальным является размещение экспонатов на разных уровнях: вертикальном или горизонтальном. Для этого можно использовать стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины и т. д.
Основная ошибка при организации мини – музея, это когда мини – музей превращается во фрагмент общего интерьера.
Формы работы с детьми в мини – музее.
1. Занятия – экскурсии.
2. Занятия с элементами игры.
3. Занятия с творческими заданиями.
4. Исследовательская деятельность.
5. Продуктивная деятельность.
6. Самостоятельная деятельность.
Обобщающий этап.
1. Что было сделано?
2. Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
3. Что нового узнали?
4. Что хотели бы еще узнать?
5. С кем можно поделиться полученными знаниями?
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление имеет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Наш мини – музей открылся в 2012 году. Началось с того, что в группу купили новые часы. Поэтому дети стали рассказывать какие у них дома есть часы, какие часы есть у мамы и у папы. Стали задавать много вопросов. Родителей тоже заинтересовала эта тема. Так мы начали собирать коллекцию, а затем у нас появился и музей.
Воспитатели, дети и родители принимали активное участие в пополнении коллекции музея. На открытии музея были представлены не только традиционные часы, но и часы, сделанные своими руками. До сих пор наш музей пополняется новыми интересными экземплярами.