Кристина Емашова
Консультация «Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с аутизмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Сенсорными условно называются игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
— зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание) :
— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
Публикация «Консультация „Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с аутизмом“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
— вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период — «везде лезет». Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме, испорченными предметами и возникновением разнообразных «аварийных» ситуаций.
Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитие прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, — пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки, подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.
В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить — ответом станет бурно выраженный протест).
Такое положение вещей отчасти имеет естественную природу. Ведь даже во взрослом состоянии люди получают удовольствие и радость от контакта с физически миром: приятно ощущать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его аромат, радостно шуршать осенней листвой и наблюдать за изменчивостью облаков. Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Виды сенсорных игр:
игры с красками :
- СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Цель: восприятие цветов, получение новых и ярких ощущений.
Оборудование: краски разных цветов, вода, альбомный лист, кисти, губка для мытья посуды, таз с водой.
Содержание: смешивая краски, можно создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего —фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой, и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.
- КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД
Цель:восприятие цветов, ассоциации.
Оборудование:куклы, стаканчики с разноцветной водой.
Содержание: накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…
Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей».Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
игры с водой
- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Цель: эмоциональная разрядка.
Оборудование: бутылки, пузырьки, стаканчики.
Содержание: чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
- ФОНТАН
Цель: терапевтическое успокаивающее воздействие на ребенка.
Оборудование: ложка, пузырек с узким горлышком.
Содержание: если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг : «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.
- БАССЕЙН
Цель: эмоциональная разрядка, получение новых представлений о бассейне.
Оборудование: таз с водой, пластмассовые или резиновые игрушки.
Содержание: наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»
игры с мыльными пузырями
Предварительно ребенка следует подготовить к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении, такими играми как:
— «Снег пошел» — Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
— «Плыви, кораблик!» — дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
— «Вертушка» — дуть на игрушку-вертушку.
— «Катись, шарик!» — дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга, можно дуть через трубочку.
— «Бульки» — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Цель: Эмоциональная разрядка, обучение правильному дыханию.
Оборудование: различные трубочки, мыльный раствор.
Содержание: чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель)коктейльную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелиевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
игры со свечами
- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК
Цель:знакомство с огоньком, обучение правильной воздушной струе, эмоциональная разрядка.
Оборудование: свеча, оборудование для закрепления свечи, спички.
Содержание: установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова.
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Цель: эмоциональная разрядка, закрепление цветов, развитие правильного дыхания.
Оборудование: торт или кекс, игрушки, стаканчики с разными жидкостями (чай,сок,вода)
Содержание: приготовьте торт или кекс и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи. В стаканчики налейте чай, сок, воду и другие жидкости разных цветов- это позволит закрепить цвета, называя каждый из них.
игры со светом и тенями
- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Цель:развитие внимания, эмоциональная разрядка
Оборудование:зеркальце
Содержание: выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
игры со льдом
- РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД
Цель: закрепление цветов, понятия холодно и тепло
Оборудование: контейнер для льда, вода, разноцветные краски
Содержание: можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Повторите с ребенком цвета. Объясните ребенку почему лёд тает, разберите понятие «тепло» и «холодно»
игры с крупами
- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Цель:развитие тактильных ощущений, различие звуков.
Оборудование:различные виды круп, емкости для пересыпания.
Содержание: пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
- ПОКОРМИМ ПТИЧЕК
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости
Оборудование: ёмкости с крупами, фигурки птиц
Содержание: в этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Цель: развитие мелкой моторики
Оборудование: фасоль и горох, тарелочки под крупы
Содержание: перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
игры со звуками
- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
Цель: научить различать разные звуки и слышать одинаковые
Оборудование: парные коробочки с разными крупами
Содержание: насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
игры с ритмами
Цель: Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
Содержание: В играх с ритмами используйте следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— танцы;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
— Сопровождение текста движениями;
— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.
Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.
Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом — предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.
Рекомендуем начинать занятия со следующих текстов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.
ТЕКСТЫ СТИХОВ И ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК
Представлен примерный материал. В каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений.
потешки
— Ладушки, ладушки, где были? Произносите нараспев и одновременно
— У бабушки, хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен,
— Что ели? можно действовать его руками).
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашку ппели, бражку попили, Имитируем движения — «едим», «пьем».
Шу-у-у, полетели — на головку сели! Взмахи ладонями, затем опускаем их на голову.
Большие ноги Задавая ритм, ходите и бегаете:
Шли по дороге: шагая широко, говорите низким голосом,
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бег мелким шагом с произнесением текста
Бежали по дорожке; тонким голосом.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Баба сеяла горох
— Прыг-скок, прыг-скок! Прыжки.
Обвалился потолок
— Прыг-скок, прыг-скок! Прыжки.
Баба шла, шла, шла, Ходьба.
Пирожок нашла, Имитация движений: наклоняемся,
Села, поела, «подбираем пирожок», «едим».
Опять пошла. Ходьба.
Идет коза рогатая, Пальцами рук изображаем рога.
Идет коза бодатая Постепенно приближаемся к ребенку.
За малыми ребятами!
Ножками: топ! топ! Топаем.
Глазками: хлоп! хлоп! Подносим руки к глазам и «хлопаем»
Кто кашки не ест, пальцами-ресницами.
Кто молочка не пьет, Грозим, помахивая указательным пальцем.
Того забодает, Имитируем движения «рогами».
Забодает, забодает!
Агния Барто «Игрушки»
Мишка
Уронили мишку на пол, Роняем мишку.
Оторвали мишку лапу. Дергаем мишку за лапку.
Все равно его не брошу, Жалеем мишку; прижимаем к себе, гладим.
Потому что он хороший.
Бычок
Идет бычок, качается, Идем, покачиваясь.
Вздыхает на ходу: Вздыхаем.
— Ох, доска кончается, останавливаемся,
Сейчас я упаду! например у края ковра.
Лошадка
Я люблю свою лошадку, Имитируем движения:
Причешу ей шерстку гладко, «причесываем» лошадку,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. «едем верхом».
Самолет
Самолет построим сами, Широко расставив руки
Понесемся над лесами. «летаем» по комнате.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Мячик
Наша Таня громко плачет: Кукла роняет мячик в «реку» —
Уронила в речку мячик, закрыв лицо руками, изображаем плач.
— Тише. Танечка, не плачь: Затем жалеем куклу, подаем ей мяч.
Не утонет в речке мяч.
Слон
Спать пора! Уснул бычок, Изображаем «сон»,
Лег в коробку на бочок, подложив ладошки под щеку.
Сонный мишка лег в кровать, Укладываем спать мишку.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон, Киваем головой.
Он слонихе шлет поклон.
детские песенки
Антошка
(из мультфильма «Веселая карусель» №1) Слова Ю. Энтина
— Антошка, Антошка,
Пойдем копать картошку! (2 раза) Имитируем движения — «копаем».
— Дили-дили! Задорно покачиваем головой.
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
— Антошка, Антошка, Имитируем игру на гармошке.
Сыграй нам на гармошке! (2 раза)
— Дили-дили! Задорно покачиваем головой.
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!
— Антошка, Антошка, Берем в руки ложку.
Готовь к обеду ложку! (2 раза)
— Дили-дили! Задорно покачиваем головой.
Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!
Песенка крокодила Гены
(из мультфильма «Чебурашка»)
Слова А. Тимофеевского
Пусть бегут неуклюже Используйте сюжетную картинку.
Пешеходы по лужам,
А вода — по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой,
Припев:
Я играю на гармошке Имитация игры на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.
Припев: Имитация игры на гармошке.
Песенка львенка и черепахи
(Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова С. Козлова
Я на солнышке лежу, В ходе пропевания этой песенки
Я на солнышко гляжу, лучше использовать соответствующую
Все лежу и лежу сюжетную картинку.
И на солнышко гляжу. Взрослый начинает петь строку,
затем приостанавливается,
Крокодил-дил-дил плывет, давая ребенку возможность допеть последнее
Носорог-рог-рог идет. слово в строке (подчеркнуты).
Только я все лежу В последующем побуждайте пропевать
И на солнышко гляжу. целую строку.
Рядом львеночек лежит По ходу песенки можно использовать
И ушами шевелит, различные повторяющиеся действия,
Только я все лежу жесты, которые подкрепляют
И на солнышко гляжу. смысл текста, помогают его запомнить.
Чунга-Чанга
(из мультфильма «Катерок»)
Слова Ю. Энтина
Чунга-Чанга! Синий небосвод! Чтобы ребенку стал более понятен смысл
Чунга-Чанга! Лето круглый год! песни, используйте сюжетную картинку,
Чунга-Чанга! Весело живем! и во время пения показывайте ребенку
Чунга-Чанга! Песенку поем: соответствующие ее фрагменты.
Взрослый начинает петь строку,
Припев: затем приостанавливается,
Чудо-остров! Чудо-остров! давая ребенку возможность допеть
Жить на нем легко и просто! последнее слово в строке (подчеркнуты.
Жить на нем легко и просто! В последующем побуждайте пропевать
Чунга-Чанга! целую строку.
Наше счастье постоянно:
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Жуй кокосы! Ешь бананы! Чунга-Чанга!
Чунга-Чанга! Места лучше нет!
Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час—
Чунга-Чанга! Не покинет нас!
Припев.
Спят усталые игрушки
Слова З. Петровой
Спят усталые игрушки, книжки спят. Взрослый начинает петь строку,
Одеяла и подушки ждут ребят, затем приостанавливается, давая ребенку
Даже сказка спать ложится, возможность допеть последнее слово
Чтобы ночью нам присниться, в строке (подчеркнуты). В последующем
Ты ей пожелай баю-бай. побуждайте пропевать целую строку.
Баю-бай, должны все люди
ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи».
Глазки закрывай, баю-бай.
Список литературы:
1. Баенская Е. Р., Никольская О. С., Лилинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. : - Центр традиционного и современного образования "Теревинф". - 1997.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
3. Янушко Е., Игры с аутичным ребенком. -М., 2004.
4. Интернет ресурс: https://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/razvivayushhie-igry-dlya-detej-s-ras/