Евгения Федореева
Консультация «Место и время игры в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
В настоящее время одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике является проблема игры. Всеми специалистами доказана ценность игры для детского развития. Игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, поэтому депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития.
Публикация «Консультация „Место и время игры в образовательном процессе“» размещена в разделах
Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства : произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и др. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания, и сферой приложения своей фантазии гармонично вписываются три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать – творить.
Игра как важное средство социализации личности ребенка-дошкольника рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также право на игру зафиксировано в ст. 31 Конвенции о правах ребенка. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечен один из основных принципов – реализация программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (п. 1.2. (4).
В ФГОС ДО отмечено, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка. Также отмечено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы:
- «в раннем возрасте (1 год-3 года) – игры с составными и динамическими игрушками;
-для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры (2.7.).
Мы опираемся на принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
- формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер;
- когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ;
-формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия;
- формирование игры носит двухчастный характер: совместная игра и самостоятельная игра детей.
Мы используюем различные виды игр по темам:
- дидактические игры (настольные игры, игры с карточками, лото, домино, конструкторы, пазлы);
- развивающие игры (развитие мелкой моторики и координации, первое знакомство с цветом, формой и величиной. Подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы);
- игры по математике (посчитай, найди фигуру, определи размер, логические задачи, счетные палочки, геоконт, танграм, головоломки, геометрическое лото, счеты, часы);
- музыкальные игры (музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты, игры с нотами и звуками, музыкальные уголки);
- творческие игры по ИЗО (декоративно-прикладное творчество, узоры и орнаменты, палитра, игры по рисованию, составь портрет, собери пейзаж);
- книжки своими руками (самодельные книжки-малышки, альбомы, мягкие);
- игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром (растения, животные, насекомые, планета земля, погода, вода, песок);
- времена года и календарь (сезоны, месяцы, дни недели, части суток, режим и распорядок дня);
- макеты (экологические (ландшафтные, ПДД, исторические, по краеведению, сезонные);
- ПДД: игры, пособия (правила дорожного движения, знаки, светофоры, машины, макеты улиц);
- игры по развитию речи (образуем прилагательные, согласовываем слова, употребляем предлоги, формулируем вопросы, игры по сказкам и литературным произведениям);
- пособия для сюжетно-ролевых игр (атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр, одежда, мебель);
- театр (кукольный, пальчиковый, настольный и другие виды театров своими руками, маски);
- костюмы (карнавальные, театральные, танцевальные и другие самодельные костюмы);
- краеведческие игры (уточнение представлений о родине, родном крае, его истории, региональный компонент);
- народные, хороводные игры (игры разных народов, игры бабушек, игры детства, хороводные игры);
- психологические игры (развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства);
- подвижные игры;
- физминутки, гимнастика, зарядка.
Разностороннее развитие детей в нашем ДОУ происходит по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом, где игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
Место игры :
1. Игра- форма организации жизни и деятельности детей.
2. Игра- средство воспитания, коррекция и развитие личности.
3. Игра- средство реабилитации личности дошкольника.
4. Игра- метод или приём обучения.
5. Игра- способ изменения положения ребёнка в обществе сверстников.
6. Игра - важный культурный феномен.
7. Игра – это воображаемая ситуация.
8. Игра – как психологическое явление.
9. Игра- это огромный ресурс. Новый критерий качества образования.
10. Игра- как ведущая деятельность детей.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:
• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
• дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Знание возрастных особенностей детей в игре, объясняя их специфику.
Младший дошкольный возраст.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Средний дошкольный возраст.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.
Старший дошкольный возраст.
Дети уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Подготовительный к школе группы.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
4 уровня игры современных дошкольников :
1. 1). Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка».
2). Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.
2. 1). Основное содержание игры – действие с предметом. Но на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.
2). Роли детьми называются, намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.
3. 1). Основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу : «Дайте хлеб» и т. д.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка.
4. 1). Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
2). Роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер.
3). Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.
Уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом, у детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней.
Значение игры как детской деятельности или как педагогической формы.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.
Описание приемов в руководстве игрой с учетом детской субкультуры.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, она регулирует взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.. Игры и ситуации направлены на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства. Игровые проекты.
В качестве основного средства обозначенной проблемы рассматривается детская субкультура, основными проявлениями которой являются:
• традиционные народные игры;
• собирательство и коллекционирование;
• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
• детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право, право на использование конкретного места;
• детская магия и мифотворчество («колдовство»);
• детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и смерти и т. п.);
• детское словотворчество и т. д.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в окружающем мире.
Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.
Критерии и классификация детских игр.
Классификация игры — это создание порядка игр, составленных на основе принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация должна позволить ориентироваться в многообразии игр, дать о них точную информацию. Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием детьми условной позиции.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Наиболее распространенные детские игры.
Режиссерские игры. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Театрализованные игры. Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.
Игры ос стройматериалом. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.
Игры с природным материалом. Игры с природным материалом обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.
Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи : описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игры с предметами и игрушками. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.
Классификация игр (по С. Л. Новоселовой.)
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на :
•Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры :
• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
Доказательство влияния игры на развитие ребенка - дошкольника.
Д. Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на развитие ребёнка :
• развитие мотивационно – потребностной сферы;
• преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
• формирование идеального плана;
• развитие произвольности действий;
Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме.
Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.