Диана Разуваева
Консультация для родителей «Мазня « — не искусство, а действие» (изодеятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗО – это, пожалуй, один из самых популярных видов детского творчества. Речь в денной статье пойдет именно об изобразительном искусстве, но лепка, ручной труд и изготовление поделок также частично имеют сюда отношение. Я очень плотно работаю с рисованием как воспитатель средней группы, так и как преподаватель изостудии. Эта статья опыт наблюдения за почти сотней детей разных возрастов, с разным уровнем таланта и продуктивности.
Публикация «Консультация для родителей „Мазня „ — не искусство, а действие“ (изодеятельность)» размещена в разделах
Как часто мы слышим от родителей и от самих себя : «Как красиво ты нарисовал!», «Что это? Это птичка (жираф, горы, кораблик?» или «Ты выбрал не те цвета! Давай добавим сюда желтого.». Мы можем восхищаться картиной, быть к ней равнодушными или вовсе расстроится от увиденного, но нам стоит задуматься о другом, о том, что значит этот рисунок для ребенка. Вы говорите, что картина красива, но может малыш рисовал что-то страшное или, наоборот, не красивое. Вы спрашиваете, что это нарисовано, а ребенок в тупике, молчит и сам не знает, что нарисовал. Такое случается часто. Причина здесь одна. Для маленького ребенка рисование — это процесс, действие, а не картина, не готовый продукт.
Дети любят рисовать каракули, кляксы, пятна, любят смешивать много цветов вместе. Таким образом они учатся выражать себя, учатся экспериментировать. Вот только что тут были красивые цветы, а уже просто коричневая мазня, всё слилось в одно пятно. Многим детям безразличны их готовые картины. Моя самая юная ученица студии (3,5 года) за один урок умудряется нарисовать до 5 картин (она просто увлеченно замазывает краской листы, один за другим). И пусть. Работает моторика, цветовосприятие, логика. Наша задача (педагога, родителя) позволить, предоставить материалы и не мешать. Воспитатель, конечно, далеко не всегда может это сделать, ведь на занятиях по ИЗО есть образец. Другими словами, если сегодня тема дождик, то нельзя рисовать солнышко. Но я за то, чтобы отклоняться от четкого образца. Хочешь нарисовать солнце? Пусть твой дождик будет грибным (то есть дождь в солнечную погоду). Вообще при создании образцов, я стараюсь учитывать возраст ребенка. Так картины с младшей группой у меня наивные, похожие на аккуратный детский рисунок, а чем старше возраст, тем живописнее становятся образцы. Малышам очень сложно угнаться за взрослыми, иногда это их огорчает. Представьте, что вам дали задание скопировать Аленушку Васнецова, устроит ли вас результат?
Я открыла изостудию раньше, чем пришла работать в сад, поэтому я очень сильно замечала влияние садика на детей. Самый популярный вопрос «А можно я?». Можно добавлю синего, можно нарисую еще звездочку, можно …до бесконечности. Я всегда всё разрешаю детям, мотивируя это тем, что это их картина. Ключевое слово их, то есть не принадлежащая мне. На моих уроках вообще можно всё, что не портит чужую собственность и не угрожает физически (конечно тыкать кисточкой в глаз соседу нельзя). И вот что я заметила. Старшая группа (от 10 до 15 лет) сидят и увлеченно раскрашивают себе ладони гуашью. Взрослые дети, но желание экспериментировать, разглядывать как краска заполняет линии на ладонях, не пропало. Но есть и печальные примеры. Примеры отпечатков взрослого влияния уже на маленьких детях. Один мальчик из группы детского сада перед каждым занятием ИЗО начинает плакать, потому что он не умеет рисовать. Стоит оговориться, что я работаю в самом обычном саду, без художественного уклона, и все дети в той или иной мере не умеют рисовать. Я успокаиваю его, говорю, что буду помогать и рассказывать, но он всё равно плачет, он боится экспериментировать. Он никогда не рисует ничего лишнего, и чтобы он не боялся, мне приходиться стоять рядом и подбадривать его. Второй пример полная противоположность. Гнев. Мальчик, страдающий дома от критики родителей. Если голова персонажа получилась недостаточно круглой, если линия кривовата, то он тоже плачет, но это гневные слёзы. «Это не красиво, у меня никогда ничего не получается!» - кричит он.
Творчество стоит воспринимать как науку. Солнышко – это не просто круг с лучами желтого цвета, в 2 года это тысячи нейронных соединений в мозгу ребенка. Мы с вами, взрослые люди, знаем, что листья зеленые, а ветки коричневые, но образец – это навязывание определенной идеи, а любое навязывание губит творчество.
Сейчас впереди лето, а значит самое время выносить на улицу гуашь и бумагу. Можно вместо бумаги застелить стол старой простыней. Позвольте детям творить. Предложите нарисовать счастье, детство, своё настроение. Пусть пробуют изобразить что-то неосязаемое. Устройте яркую выставку на бельевых прищепках. На улице можно множество всего запретного в группе. Можно рисовать брызгами, ладонями, дырявыми бутылками с окрашенной водой.
Хвалите детей правильно! Вместо «Как красиво!» спросите «Как ты это сделал?» или «Как у тебя получились такие цвета?». Дети очень любят интерес взрослых. Когда вы задаете вопросы, а не просто даете краткую оценку, ребенок с удовольствием рассуждает.
Попробуйте добавить что-то в свой арсенал, я уже несколько лет наблюдаю за тем, что это работает.