Людмила Меринова
Консультация «Маленькая страна. Воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Убедить родителей в важности воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.
Воспитатель : Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о том, как приучить ребенка к чтению, о роли книги в жизни ребенка. Хорошо развитая речь дошкольника, большой словарный запас, умение грамотно строить предложения свидетельствуют о регулярном чтении. Выразительность речи дошкольник перенимает у героя произведения, при этом художественный текст так воздействует на малыша, что это происходит незаметно. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии. Простор для воображения дает сказка: ребенок мысленно формирует образ персонажей, населяет свою жизнь различными существами, тем самым творчески развивается. Чтение оказывает сильное влияние на нравственное развитие личности. Поэтому так важно приобщать детей к чтению, читать вместе с ними интересные, а главное – правильные, произведения. Поэзия – наиболее органичный для дошкольников тип художественного словесного искусства. Дети легче воспринимают образные стихотворные строки, нежели прозаические. Вот почему детской поэзии следует уделять больше времени.
Публикация «Консультация „Маленькая страна, Воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
А теперь предлагаю вам поиграть. Эта игра позволит выяснить, знаете ли вы стихотворения детских поэтов.
Игра «Хорошо ли вы знаете стихотворения детских поэтов?»
Воспитатель называет рифму из известных стихотворений, родители угадывают, что это за произведение и кто автор. Например «чумазая- измазала, ладошки- дорожки» (А. Барто «Девочка чумазая»); «мяч- вскачь, голубой – за тобой» (С. Маршак «Мяч); «надела- дела, пропал- не попал» (Н. Саксонская «Где мой пальчик?»); «спальни- умывальник, хромой-головой» (К. Чуковский «Мойдодыр») и т. д.
Дошкольник- это, прежде всего, слушатель. Читатель в ребенке начинает складываться в возрасте от десяти до тринадцати лет. До этого возраста нужно пробуждать и поддерживать интерес к книге, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным. Часто ли вы читаете своим детям? Сейчас мы это проверим с помощью следующего задания.
Задание «Любимая сказка моего ребенка»
Родителям предлагается рассказать о любимой сказке ребенка, не называя действующих лиц, названия, сюжета, так чтобы присутствующие догадались, о каком произведении идет речь. Например:
1. Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропало из вида этой госпожи, а затем – вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделенная умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок»).
2. В ненастье всем плохо, особенно тем, кто не пьет чай в теплом домике… Эта история произошла дождливым летним днем, хотя, вполне вероятно, что и осенним… Красивый, скорее всего, белый появился в лесу. Был он крошкой. Многих существ спас он от… не будем говорить от чего. От беды, допустим. В конце этой истории крошка стал дедушкой – великаном. Ну и победила, конечно же, дружба! А больше ничего не скажем, а то догадаетесь! В этой загадке три слова-подсказки: дождливый, белый, спас!
3. Жили-были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса (Ш. Перро «Красная Шапочка».)
У многих из вас возникают вопросы: как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Как заинтересовать ребёнка процессом чтения? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами.
Шаг первый.
Приучать ребенка к книге можно с раннего возраста. Покупайте ему яркие книги с большими иллюстрациями, которые ему нравилось бы разглядывать. Показывайте, как надо обращаться с книгой, читайте вслух с выразительной интонацией, показывайте картинки и рассказывайте, что изображено на них. Пусть малыш сам переворачивает странички и участвует в обсуждении. 8 этом возрасте стоит выбирать короткие и простые тексты (лучше всего сказки о животных). С малых лет необходимо учить ребенка бережному обращению с книгой : не рвать, не рисовать на страницах и т. д.
Шаг второй.
Следите за тем, чтобы ребенок не засиживался у телевизора. Чтение книг должно стать ежедневным. Обязательно находите время для того, чтобы почитать ему очередную сказку. С двухлетнего возраста у ребенка уже начинают формироваться предпочтения, позвольте ему самому выбирать книгу.
Шаг третий.
С 4-5-летнего возраста можно брать ребенка в книжный магазин или библиотеку. Покупайте ту книгу, которая понравилась и ребенку, и вам. Старайтесь мягко подсказывать ребенку. помогать ему с выбором. Книги по возрасту, содержащие элементы насилия или мистики, могут отпугнуть ребенка. Лучше всего выбирать книги, которые будут рассказывать о жизни его сверстников и отвечать на волнующие его сейчас вопросы. Во время совместного чтения книг заостряйте внимание ребенка не только на иллюстрациях, но и на тексте. Если регулярно читать с ребенком, показывать ему буквы и называть их. Малыш уже к школе практически освоит алфавит.
Шаг четвертый.
Не отказывайте ребенку, когда он просит почитать ему, даже если он уже овладел этим навыком. Начните читать, а потом предложите ребенку самому дочитать главу или абзац, постепенно увеличивая объем текста. Но даже если ребенок справляется без вашей помощи, все равно интересуйтесь процессом, обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы.
Шаг пятый.
Старайтесь преподносить каждую книгу как сюрприз, загадку. Прочтите ему краткий анонс или расскажите о своем впечатлении от этой книги.
Если вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Своим отношением к книге дайте понять ребенку, сколь важно чтение для каждого человека.
Воспитатель. Вы выбрали книгу, нашли время для чтения. Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка, вызвать у него эмоциональное отношение к прочитанному? Вам помогут навыки выразительного чтения :
- произносите слова чётко и внятно;
- регулируйте тон и темп речи (громче –тише, выше- ниже, быстрее – медленнее)
- научитесь владеть интонацией (выделять голосом знаки препинания) ;
-соблюдайте паузы;
Чтобы вы поняли, насколько важно уметь читать и говорить выразительно, предлагаем выполнить задания.
«Разный смысл». Родители (3-4 человека) поочередно читают предложения. «Сегодня на улице похолодало. Завтра мы пойдем в кино. Я эту книгу прочитал», выделяя голосом разные слова. Затем анализируют, как изменяется при этом смысл фразы.
«По ролям». Родители (по желанию) читают по ролям басню И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
«Детские стихи». Родители (по желанию) получают карточки, на которых напечатаны стихотворения из детского репертуара, и после минутной подготовки читают их с выражением
Воспитатель : С полной уверенностью можно сказать, что отношение детей к чтению - это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего. Перед вами и вашим малышом лежит прекрасная и интересная дорога в увлекательный мир чтения, и мы искренне надеемся, что вы сможете пробудить любовь к книге!