Ирина Моторина
Консультация «Мальчики и девочки — два разных мира» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАЧЕМ ПРИРОДЕ МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ.
Количество потомков, которое может дать женщина – ограничено, но для мужчин количество потомков может быть рекордным. Природа бережёт женский пол, значит гибель мужского пола, слабо может отразиться на числе потомков. Женщины более одинаковы, а у мужчин больше генов мутации, полезных и вредных генетических отклонений: ЗПР, патологий зрения, слуха речи. Женщины более легко приспосабливаются, они легко могут уйти из зоны дискомфорта, при похолодании увеличить слой подкожного жира. Мужчины предрасположены к поисковому поведению, для них важно найти выход из ситуаций, они более ранимы, более сообразительны в сложных ситуациях, склонны к поиску нетрадиционных решений, к рисковым предприятиям. То есть в экстремальных условиях жизни самцов в природе погибает больше.
Публикация «Консультация „Мальчики и девочки — два разных мира“ (2 часть)» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Девочки рождаются «зрелыми» на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости разница достигает примерно 2 -3 лет. Мальчики на 2 -3 месяца начинают позже ходить, на 4 - 6 позже говорить. При рождении мальчиков чаще бывают осложнения. Гибель будущих мальчиков происходит раньше, чем женщина узнаёт, что она беременна. При рождении наблюдаются больше осложнений у мальчиков. Травмы у мальчиков встречаются в два раза чаще. Трудно воспитуемые дети чаще мальчики. Даже совсем маленьких, их чаще ругают, чем берут на руки.
А может у детей, такого возраста, нет разницы и мальчики, развиваются так же, как девочки? Но до какого возраста? Вспомните, в какие игры играют дети, даже если от старшей сестры осталось много кукол мальчики редко берут их в руки, а девочка значительно меньше интересуются солдатиками и машинами.
Физиологическая сторона восприятия тоже различна. Острота слуха у мальчиков выше. Но девочки более чувствительны к шуму. Кожа девочек более чувствительна к прикосновениям, поглаживаниям. Их раздражает больше телесный дискомфорт. Девочки опираются на ближнее зрение. Раскладывая перед собой своё богатство, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, бег, метание, используя всё пространство. И для развития мальчиков требуется большое пространство горизонтальной и вертикальной плоскости (лестницы, шкафы, заборы, окрестности дома). Если попросить детей нарисовать окрестности своего дома, то мальчики изображают большое пространство, умещая улицы, дома, дворы.
ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКУ.
Интересно: если у мальчиков много разных отклонений, среди них много двоечников и трудновоспитуемых, почему большинство выдающихся людей мира – мужчины? Наверно много тех, которые не смогли реализовать того что подарила им природа. Почему? По видимому, мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения рассчитана на девочек. Учат чаще всего женщины: мама, бабушка, воспитатель, учитель начальных классов. Лишь в среднем звене появляются некоторые учителя предметники мужчины. И их так мало! А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. У неё другой тип мозга и мышления.
Уже к году различия в психики мальчиков и девочек достигают высокого уровня, что проявляется в такой сложной деятельности, как игра. А одинаков изначально их мозг? Мозг мальчиков значительно больше весит мозга девочек, потому, что у них развита зона, отвечающая за мышечную активность и поисковую деятельность, а у девочек – коммуникация и речь. У девочек раньше и интенсивнее формируются горизонтальные связи между полушариями, у мальчиков процесс идёт медленнее. По этой причине девочкам легко даются правила и алгоритмы. Им нравится много говорить и задания на повторение. У мальчиков позже развиваются лобные доли в связи с меньшим биологическим возрастом, которые отвечают за контроль над поведением и планированием деятельности. Это отражается на качестве выполнения сложных задач, но мальчики выполняют лучше задания на сообразительность. Свойственная мальчикам поисковая и двигательная активность воспринимается как озорство, соперничество за положение среди сверстников – как хулиганство, а не желание выполнять задания по шаблонам – как отсутствие желания учиться. Многие женщины педагоги не имеющие сыновей вообще убеждены, что с мальчиками можно справиться только путём окриков, наказаний, плохих оценок, и жестокой дисциплиной.
В рисунках детей, рисующих космос в детском саду, разительно отличаются друг от друга. Вот ракета: старательно прорисованы все сопла, рядом космонавт, за его спиной на костюме много датчиков. А вот ракета, нарисована схематично, рядом с ней космонавт, глазки, реснички, губки – всё тщательно прорисовано. Я думаю, вы без труда определите, чьи это рисунки! Вообще - то чаще мальчики рисуют технику, действия, движения. Девочки рисуют людей, принцесс, себя в красочных нарядах. И никогда наоборот.
Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиков и девочек различаются. Даже в детском саду, на обучающих занятиях, восприятие материала идёт по разному. После начала занятий девочки набирают быстро оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Средина занятия - пик работоспособности. Девочки смотрят на педагога, мальчики - потупили взгляд. Педагог – женщина ориентируется на девочек, у них произошёл контакт. Он всё время видит обращённые к нему лица. Девочки начали уставать. Педагог видит это. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы непременно сейчас и надо дать ключевой для занятия материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. уровень работоспособности для усвоения знания был низким. Но было ли занятие рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет!
У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, они сильнее мальчиков и физически, их биологический возраст выше. Они стесняются мальчиков и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны и мышление однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они не стандартно и индивидуально мыслят. Но их мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интереснее и богаче чем вы можете себе представить. Доказано, что у девочек, с увеличением трудности заданий, успешность уменьшается, а у мальчиков увеличивается. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, решают принципиально новые задачи, но и требования к аккуратности, тщательности или оформления её невелики, т. е. нестандартно по - новому решить задачу им просто, но они могут и допускают ошибки в вычислениях.
Женщины выполняют типовые, шаблонные, не новые, но требующие тщательность, проработку деталей, аккуратны в исполнении. А именно этого требует школа. Значит, выигрывают мальчики : то до чего дошёл своим умом обычно не забывается, а девочки действуя по шаблону забывают.
Раньше профессия повара была мужской, т. к. искались новые компоненты, соотношения, искались новые рецепты, писали поваренные книги. А женщины хорошо готовят по рецептам. Мужчинам не интересно делать изо дня в день монотонно одно и то же, что отвечает особенностям их психики. Поэтому мужчины испытывают трудности при работе на конвейере.
По этим признакам графологи научились отличать и почерк мужчины и женщины. Почерк женщин ровный, а у мужчин часто выскакивающие острые буквы не ровные в написании. Им важна суть, смысл, а не красота и изящество.
Исследования показали, что у мальчиков развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за пространственные функции, пространственно – временные ориентации, т. е. где необходимо пространственное мышление. Эволюция вела отбор мужчин на сообразительность, находчивость, изобретательность. Мужчины лучше находят словесные ассоциации, а значит, лучше разгадывают кроссворды. А, женскому полу, важно выжить. Поэтому, при психологическом воздействии, мальчики стараются уйти из под контроля взрослых, не подчиниться т. к. адаптироваться ему трудно, а девочки – легко приспосабливаются, воспитываются.
Опрос воспитателей даёт возможным считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, несдержанны, не уверенны в себе и более агрессивны, чем девочки. Но наше видение ребёнка не всегда объективно. Женщины обычно хуже понимают внутренний мир мальчиков. Это наводит нас на мысль о существенном различии в организации и регуляции двигательной и эмоциональной сферы девочек и мальчиков.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКУ.
Существуют различия в реакции детей различного пола на оценку их действий. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Т. е. мальчиков интересует суть оценки, а девочки заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда оценивают мальчика, он переживает за оцениваемые фрагменты и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому не имеют смысла такие оценки как «я тобой не доволен», ему важно знать, чем вы недовольны, и иметь возможность исправить. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки. У них активизируются все отделы мозга.
Женщинам трудно понять эту сторону жизни мальчика – они то сами другие. Вот и получается, что долго ругая мальчика, мы нагнетаем эмоции и сердимся от того, что он как бы остаётся равнодушным. Но на самом деле он не равнодушен. Просто он отреагировал на первых минутах разговора и, в отличие от взрослого, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, он отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит…