сэсэгма дашиева
Консультация «Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей консультации : "Лэпбук, как средство формирования экологической культуры у дошкольников ".
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Наряду с термином «экологическое образование» активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования (2 слайд) " Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности,"- такое определение дал Витольд Альбертович Ясвин. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Как это выглядит на практике( 3 слайд) Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Уважаемые коллеги, как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? (4 слайд) Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена. (5 слайд)
Публикация «Консультация „Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС ДО, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Реализация ФГОС ДО ставит перед педагогами поиск новых идей, подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи. (6, 7 слайд)
Одной из форм организации образовательной деятельности,которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
Что же такое лэпбук? Давайте рассмотрим :
Лэпбук как способ организации учебного процесса пришел к нам из Америки, в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Лэпбук - это развивающая книжка - игрушка, представленная в виде самодельной интерактивной папки формата А4 или А3, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению и прочих забавных деталей. Картинки для оформления лэпбука можно распечатать на принтере или вырезать из старых журналов, рекламных буклетов, плакатов. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме.
Преимущества лэпбука :
• может использоваться в индивидуальной работе с ребенком с целью развития речевой активности.
•является одной из форм организации совместной деятельности ребенка и родителей.
• активно используется детьми в самостоятельной деятельности.
•представляет собой совокупность заданий и упражнений по определенной теме. (8 слайд)
«Лэпбук» отвечает и требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Каждый лэпбук уникален, (слайды с 9-13) как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Поэтому, при создании «лэпбука» ребенок научится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию.
Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Значение лэпбука для дошкольников :
способствует пониманию и запоминанию информации по теме;
способствует повторению и закреплению материала по теме.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию лэпбук экологической направленности «Вода».
Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о воде.
Задачи:
- развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов и экспериментов;
- развивать элементарные представления о воде.
- развивать творческую активность, любознательность.
- объяснить детям влияние окружающей среды на качество воды.
- воспитывать интерес и желание расширить свой кругозор.
Он сделан руками наших родителей. Конечно же, с маленькими погрешностями, в силу незнания.
Как мы работаем по ней с детьми. Вот здесь у нас есть уточка, как путеводитель или как рассказчик. Она нам рассказывает про :
1. свойства воды
2. загадки загадывает
3. со стихотворениями знакомит
4. сказку рассказывает и
5. знакомит с опытами
А сами дети без помощи воспитателя могут поиграть в дидактические игры:
1. собери пазлы
2. что растет в воде?
3. кто живет в воде?
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо. Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов], Ростов н/ Д Феникс : АО "Книга" 1996, 476 с.
2. В. А. Ясвин. Экология и жизнь. - 2007, N 5. - С. 37-39.