Ольга Кюря
Консультация «Логико-математические игры. Учимся играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Логико-математические игры.
Учимся играть
Подготовила : Кюря Ольга Викторовна,
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ “ Детский сад комбинированного вида № 20
Почему так часто можно видеть картину : у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себе исчерпали. Элемент новизны исчез, а он – то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше служат детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью,разнообразием комбинаций. Но их развивающие возможности ограничены : они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! Как же быть
Публикация «Консультация „Логико-математические игры, Учимся играть“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми нового типа и являются творческие развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно ; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :
• 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т. д. 2. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели,плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр : от простого к сложному. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей : от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему возрасту. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). 5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку
идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, и в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя моде, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать, сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он. возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстаёт перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узор или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно “задание” c “решением” и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство творческий развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих творческих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения oт простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• во-первых, игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
• во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Так же и творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать так сам он ниоткуда не появляется. Очень важно дать детям познать радость успеха, радость преодоления
трудности.
Первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил.
Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать ещё лучше.
Правила игры
1. Игра должна приносить радость ребёнку.
2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Удерживайтесь от обидных замечаний вроде: “Какой ты несообразительный!”. Не обижайте ребёнка в игре.
3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно исправляясь со всеми более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать
задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей
их. Успех в самом начале - обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на некоторое время, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.
8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
9. Для самых маленьких (1.5 - 3 года) оживляйте игру сказкой иди рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач. Достижения желанной цели.
10. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
11. Создавайте в игре непринужденную обстановку
12. Когда складывание узоров иди моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из ИМЕЮЩИХСЯ элементов, деталей, предметов; умение находим, ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.