Людмила Лагутина
Консультация «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание ребенка. Мы, педагоги, определяем этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности. Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.
Публикация «Консультация „Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Надо отметить, что художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.
Основная цель, которую ставят педагоги нашего дошкольного учреждения, занимаясь с детьми, - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно,
свободно.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, мы стремимся обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Знакомить детей с театрализованной игрой мы начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не стоит препятствовать стремлению малышей поиграть с кук-лами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.
Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада мы знакомим детей с различными видами кукольных театров.
Начиная со средней группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми мы ведём параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое.
Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра.
Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
В старшей группе навыки кукповождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем : настольные куклы, верховые, марионетки, напольные, куклы с «живой рукой».
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мягкие игрушки, «люди-куклы»).
Используя в работе с детьми различные виды театральной деятельности, основополагающими можно считать представления выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Таким образом, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, детям необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений.
Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов дошкольников, в том числе и при помощи театральной деятельности.
Поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения мы организовываем так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Этому требованию отвечают театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.
Принципиально важно не оставить безучастным ни одного ребенка, каждый должен получить пусть небольшую, но незаменимую роль.
Содержание используемых сценариев должно создавать возможность через эмоциональные переживания способствовать становлению нравственной позиции
ребенка :
- воспринимать прекрасное,
- беречь красоту природы,
- активно «бороться» со злом,
- творить добро самому.
Цель работы педагогов нашего детского сада в направлении театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Из многообразия средств выразительности программа детского сада
рекомендует следующие:
- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей - животных);
- в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку);
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.