Ирина Бородина
Консультация для родителей по словообразованию у детей на основе книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей
по словообразованию у детей на основе книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»
Книгу Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» будут читать и перечитывать. Интерес к этой удивительной книге со временем только будет расти.
Публикация «Консультация для родителей по словообразованию у детей на основе книги К, И, Чуковского „От двух до пяти“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Книга открывается главой о детском языке, в которой автор не только приводит примеры «лепых нелепиц», но и рассуждает о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. - Мне сам папа сказал. - Мне сама мама сказала. - Но ведь папа самее мамы. Папа гораздо самее. - Мама, закрой мою заднюю ногу! Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона. Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
Книга рассказывает о том, что «каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм…» - Ах ты, стрекоза! - сказала мать своей трехлетней Ирине. - Я не стрекоза, а я людь! - Куда ты идешь? - За песочком. - Но ты уже принесла. - Я иду за ещём.
Термином «детское словотворчество» приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста.
Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
1. Осколки слов : часть какого-нибудь слова используется как целое слово. (прыг – прыжок)
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляется окончание другого.
(правдун – человек, говорящий правду)
3. Синтетические слова : одно слово составляется из двух.
(банана – банан и ананас).
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова.
Почему это происходит?
Иссякают творческие способности ребенка?
Нет, просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.
Словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка.
Детское словотворчество - феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова.
В дошкольном детстве резко меняется характер речевого развития личности: на место имитации (подражанию) приходит самостоятельная творческая речемыслительная деятельность. В своем словотворчестве ребенок создает новые слова, слова, которые он никогда не слышал от взрослых. Однако фактор общения со взрослыми в становлении языковой личности дошкольника по-прежнему играет важную роль: речь окружающих становится для ребенка объектом анализа, материалом, в котором он выявляет наиболее частотные способы словостроительства.
Детское словотворчество ограничено словообразовательными ресурсами структуры конкретного национального языка. Чаще всего дошкольники используют аффиксальные способы создания новых слов. «Собака пасть разинула, а потом зазинула»; «Дай мне распакетить пакеты»; «Я, мамочка, красавлюсь» (т. е. любуюсь своим отражением в зеркале); «А Вова велосипед насосывает»; «Насморканный платок»; «Я вся такая пахлая, я вся такая духлая»; «Такая светлота, а ты все еще спишь»; «Тут враги как заавтоматят»; «Уж я лучше пойду домой непокушанная» и т. д. Однако дети в словообразовании могут использовать и основосложение («кисководство», «теплометр», «зверопарк» "рыбежирная ложка», «безумительно» (безумно+изумительно) "я поломою», словосложение («Дождь - никуданипускатель», "Однойнельзяходительный лес»; «Лучшевсехная я», «Сумасошлатая тетя»).
В освоении новых слов ребенок не ограничивается интерпретацией их этимологии. Часто непонятную ему лексему он переделывает так, чтобы прояснить ее происхождение. Это явление, как помнит читатель, носит название «народной этимологии» "Это не линейка, а длиннейка»; «Не пустыня, а кустыня» (от слова - куст); «Не гирлянда - стеклянда»; «Не будильник - звонильник»; «Почему говорят близорукий? Надо - близозоркий или близоглазый»; «Не рубанок, а строганок»; «Не эскаватор, а песковатор», «Сапоги не резиновые, а грязиновые» и т. д.
В целом к началу школьного детства дети овладевают словообразовательной системой родного языка.
Каждого ребенка можно назвать величайшим умственным тружеником, и чтобы доказать это, достаточно приглядеться к тому, в какое короткое время ему удается овладеть своим родным языком, всеми оттенками его суффиксов, приставок и окончаний.
В конце хотелось бы добавить что сказки Чуковского не только радуют, но и учат:
«МОЙДОДЫР»
-акуратности и опрятности;
«ФЕДОРИНО ГОРЕ»
-бережному обращению с посудой, порядку;
«АЙБОЛИТ»
- быть добрыми, заботится о других;
«МУХА-ЦОКОТУХА»
- смелость, уметь помогать другим.
Словесное творчество – важный этап знакомства ребенка с миром. Вслушивайтесь в речь малыша, наслаждайтесь ею, ведь период этот прекрасен и быстротечен.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ : Бородина Ирина Анатольевна