Ирина Щепетинникова
Консультация «Качество образования как проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном педагогическом процессе все большую значимость приобретает организация диагностической деятельности педагога. Она становится необходимым и обязательным компонентом деятельности современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Обеспечивая комплексную ориентацию в общей системе учебно-воспитательной работы, педагогическая диагностика позволяет педагогу судить о результативности применяемых им педагогических средств.
Темочки:
Проблема организации педагогического процесса на диагностической основе не нова. В истории отечественной науки вопросы диагностического изучения детей, включенных в образовательную систему, ставились и разрабатывались многими психологами и педагогами. К настоящему времени сложилась фундаментальная теоретическая база по этой проблеме. Учеными обоснована и доказана эффективность диагностического подхода, позволяющего повысить результативность педагогического процесса и реализовать развивающую функцию обучения и воспитания.
Анализ педагогической деятельности с этих позиций позволил сделать вывод о том, что диагностический компонент в работе воспитателя является одним из ведущих и определяет характер всей профессиональной деятельности. Необходимость построения образовательного процесса на основе диагностирования рассматривали в своих научных разработках Н. В. Кузьмина, М. И. Станкин, Р. Б. Стеркина и др.
К сожалению, на практике многочисленные наработки ученых в области педагогической диагностики продолжают оставаться невостребованными. Отсутствует единое мнение ученых о структуре готовности ребенка к школе как стержневой цели ДОУ; нет системного представления о критериях качества образовательного процесса в детском саду; отсутствуют методические пособия для осуществления системной диагностики.
Как свидетельствует практика, существует проблема по применению педагогической диагностики в целостном педагогическом процессе. Таким образом, остается противоречие между необходимостью повысить качество образовательного процесса с помощью педагогической диагностики и невозможностью внедрить ее.
Чтобы перейти к понятийной характеристике качества образования, рассмотрим понятия: образование, социализация, культура.
Образование – составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его характеристикой является целенаправленное и ускоренное развитие тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, то есть правил поведения, мышления, знания и технологий,способов и орудий деятельности, от поколения к поколению.
Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.
Культура – материализованные знания и опыт, накопленные в процессе развития общества, такие как, искусство, ремесло, мастерство, необходимые человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, которые перенимаются людьми друг от друга.
Цель образования - внести желаемые изменения в опыт, понимание -образ мышления и поведение- образ жизни- воспитанников. В образовании объединятся воспитание и обучение, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.
Итак, что же такое качество образования?
Качество образования - анализ образовательного процесса, опирающийся на сопоставление результатов с какими – то нормами, с элементами содержания образования.
Знание о качестве образования позволяет судить о том, насколько успешно организован педагогический процесс, каков его результат.
В образовательном процессе анализируется:
•оценка качества учебного занятия:качество усвоения знаний учащимися, анализ хода учебного занятия, эмоциональный комфорт,
•анализ качества деятельности педагога:качество знания учащихся, наличие методических разработок, полнота учебного предмета, эффективность занятия, мнение детей и родителей,
•анализ качества учебно-воспитательной работы ДОУ:средние показатели уровня подготовки выпускников, отзывы выпускников и их родителей, качество профессиональной подготовки воспитателей, материально-техническая оснащенность педагогического процесса.
Вопрос о качестве образования в ДОУ при осуществлении личностно-ориентированного подхода непосредственно касается и психологического и физического благополучия личности воспитанника.
Оптимизация образовательного процесса – наилучший вариант воспитания и обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени дошкольников и воспитателей. Нельзя предлагать более сложный материал недоступный воспитанникам данного возраста и необеспеченный достаточным временем, чрезмерное увлечение одними задачами снижает эффективность решения других не менее важных. Определение оптимального варианта, когда качество образования наивысшее, а нагрузка не возрастает – это и есть задача анализа функционирования образовательного учреждения.