Валентина Фуфаева
Консультация «Проблема общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе игр-занятий на экологические темы»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение ребенка с взрослым является одним из важнейших условий своевременного всестороннего, в том числе психического, развития. Однако не всякое взаимодействие с взрослым может служить источником развития потенциальных возможностей ребенка: жесткое вмешательство в его жизнь приводит к внешней и внутренней скованности, к инертности мышления и действий, к снижению уровня познавательных потребностей.
Публикация «Консультация „Проблема общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе игр-занятий на экологические темы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как превратить общение воспитателя с детьми в инструмент, с помощью которого можно создавать условия для формирования благоприятных межличностных отношений? Система познавательных игр-занятий не только дает воспитателям возможность реализовать современный подход к ребенку, предполагающий совместное с ним эмоционально-творческое «проживание» периода дошкольного детства, но и формирует такие отношения между взрослыми и дошкольниками, которые стимулируют их познавательную активность.
Вот как, например, я общаюсь с детьми старшей группы в созданной им скрытой проблемной ситуации, исподволь вызывающей потребность детей к непринужденному общению друг с другом и взрослым, познанию и творчеству. Утром до прихода детей в группу я кладу на пол большой, туго свернутый, перевязанный красивой ленточкой рулон бумаги, на котором изображена зеленая ветка с искусно замаскированными в ней кузнечиками. Бумажный пакет является отправной точкой личностно-познавательного общения детей с воспитателем и друг с другом, так как, по мнению Л. С. Выгодского, «даже мертвые вещи, когда им поручается воспитательная роль, приобретают активность и становятся действенными участниками этого процесса».
Необычный предмет приковывает внимание каждого входящего в группу ребенка и вызывает естественный вопрос: «Что это на полу лежит? Можно посмотреть?» Я разрешаю подержать рулон, поиграть с ним, но не разрешаю развязывать ленточку, пока в группу не придет 12 человек. (Число можно назвать любое). Это усиливает интерес к таинственному предмету. Передавая рулон друг другу, они пытаются что-то в нем рассмотреть, обмениваются впечатлениями и с нетерпением пересчитывают всех приходящих детей: скорей бы получилось число 12. Наступает долгожданный миг: рулон раскрыт. Начинается диалог.
Рома. Смотри, какая ветка красивая!
Слава. Нет, это дерево. Вот какое оно большое.
Наташа. У дерева ствол толстый, а здесь вон какой (показывает пальцем).
Саша. Дерево! Дерево! Вон сколько веток и листьев.
Дети. Здесь дерево нарисовано или ветка?
Я внимательно выслушиваю доводы детей и соглашаюсь с теми, кто говорит, что это ветка.
Такие познавательные игры-занятия мы воспринимаем не как набор определенной интеллектуальной информации, а как систему взаимодействия воспитателя и ребенка на основе обоюдной увлеченности совместной творческой деятельностью.