Елена Морозкина
Консультация из опыта работы «Развитие креативности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативности у дошкольников
Современное общество все больше нуждается в креативных личностях, способных мыслить нестандартно и находить необычные пути решения конфликтов.
Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых связана активизация психологических исследований в данной области.
Публикация «Консультация из опыта работы „Развитие креативности у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под развитием креативности на занятиях музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования в музыкальной деятельности.
Дошкольный возраст – стадия способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется как личностное качество. Креативность является показателем развития творчества. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество – специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека.
Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей.
Основные составляющие творческой личности:
1. творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты);
2. творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);
3. индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей.
Творческие способности дошкольника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.
Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, а именно выяснением закономерностей продуктивной умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии, эстетики, искусствоведения и др.
Поэтому креативность представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.
Таким образом, творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок.
Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой мы можем отметить?
1. Вопросы и творческие задания, помогающие раскрывать детям образное содержание музыкального искусства.
Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – потому что нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в ответе будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.
Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на занятии было индивидуальным, где каждый ребенок имеет свой голос, свою неповторимость, где он может раскрыться внося что-то свое уникальное, оригинальное.
Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах:
-музыка, звучащая в телевизоре или в звукозаписи;
-пение окружающих;
-исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка;
-музыка, связанная с танцами; с игрой;
-музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.
Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.
Системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития креативных способностей дошкольников.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Творческие задания должны, по сути, пронизывать занятие от начала и до конца, независимо от темы занятия целей и задач, поставленных на нем.
С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи.
Дети импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!», связанные с различными жизненными образами, а также попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, использую различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.).
В них поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т. д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему.
Активно использую в работе упражнения для развития творческих способностей в пении.
Примерные задания, предлагаемые детям:
– петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д., то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.);
– петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
– импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок).
Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» – дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.
Задания: «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».
Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слова детской народной прибаутки. Предлагаю детям передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика. Такие задания очень важны для развития музыкально-творческих способностей детей. При выполнении дети обращают внимание на выразительность исполнений. Учатся друг у друга, стремятся улучшить результат передачи образа.
Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют Для детей младшего дошкольного возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.
«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты, как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.
На опыте убедилась в том, что для развития танцевальных творческих способностей мои воспитанники должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы я рассматриваю как интенсивный тренинг.
Творческие задания в танцах начинаю с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей.
Предлагаю детям и более сложные задания: часть танца придумываю сама, вторую часть – дети. Даю детям установку «Главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение».
Важно помнить, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т. е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.
Музыкально-игровое творчество – это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Обращаю внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее. Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слова детской народной прибаутки. Предлагаю детям передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика. Такие задания очень важны для развития музыкально-творческих способностей детей. При выполнении дети обращают внимание на выразительность исполнений. Учатся друг у друга, стремятся улучшить результат передачи образа. Таким же образом выполняется упражнение «Летчики на аэродроме». Необходимо передать коллективный полет летчиков, их приземление…
Игра на музыкальных инструментах является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, поэтому одной из первых детских игрушек является погремушка.
Начиная со средней группы, детям дается установка: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания.
Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка, обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию.
В старшей группе использую яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры.
Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают, про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам больше нравится марш, один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне.
В подготовительной группе побуждаю детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений, вызываю желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией.
Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало.