Папки-передвижки

Консультация «Истоки трудолюбия»

Явкина Надежда
Консультация «Истоки трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Малыш стирает, как мама, стучит молотком, как папа, просит разрешить вымыть посуду или расставить книги в шкафу и т. д. И хотя труд малышей скорее игра, однако подобных проявлений следует всячески поощрять и развивать.

Воспитатель разъясняет родителям, что надо учитывать возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности. Возможности эти весьма ограничены, у малыша нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты своих усилий и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удается. И главное: его труд не может заменить труд взрослого. Зато воспитывающее значение для ребёнка огромное. В труде у ребёнка формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, смекалка, терпение, дисциплинированность.

Публикация «Консультация „Истоки трудолюбия“» размещена в разделах

Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение детей! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный - ловкость и смекалку, шалун - деловитость и терпение, неумейка - старание и желание сделать как можно лучше.

С чего начинается трудовое воспитание ребёнка? С малого. С выработки у него навыков самообслуживания. Самый удобный момент наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Важно пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

Конечно, пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. Но помощь помощи - рознь. Плохо, если малыш превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают вопреки стремлению хоть что-то сделать самостоятельно. Помощь должна лишь побуждать к самостоятельным действиям.

Уже в 2-3 года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, расстегивать и застёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Ребятам этого возраста можно поручить поставить на стол хлеб, соль, разложи ложки, вместе со взрослыми убирать со стола. А с каким удовольствием они выполняют просьбу мамы или папы что-то подержать, принести, подать, аккуратно сложить.

Важно, чтобы названные несложные трудовые дела находили продолжение в семье. Поэтому воспитатель знакомит родителей с тем, чему учат детей в детском саду, как прививают им трудолюбие. Он советует, какие трудовые поручения могут выполнять малыш дома. При этом подчеркивает, что эти поручения усложняются вместе с возрастом ребёнка.

В детском саду вся жизнь ребят наполнена трудом. Особое значение придается выработке у них привычки к трудовому напряжению. Такая привычка формируется благодаря тому, что дети постоянно и ежедневно выполняют задания, связанные с самообслуживанием, с выполнением режимных моментов, подготовкой к занятиям и их окончанием, поддерживанием порядка в игрушках, в групповой комнате. В группе создается атмосфера занятости, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Ребё нок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить перед занятием своё рабочее место и т. д.

Важно, чтобы и в семье детей приучали к труду. Например: встал утром - заправь свою постель («Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам («За тобой ухаживать некому – все собираются на работу, а ты в детский сад»). Так трудовой ритм семьи становится обязательным и для растущего человека. Повторяясь изо дня в день, эти трудовые действия становятся для него жизненной потребностью, а привычка к трудовым условиям естественным состоянием.

Взрослые используют различные ситуации для включения ребёнка в труд. Вика торопится на прогулку, там её ждут подружки и увлекательные игры. Но бабушка говорит: «Помоги мне, пожалуйста. И тогда уж и гуляй!».

К сожалению, не все родители придерживаются этих правил, дома опекают детей, торопятся сами сделать то, с чем они сами вполне могли бы справиться: убирают за ними разбросанные игрушки, поправляют одежду, обувают, одевают, умывают, прислуживают за столом… И ребёнок успел привыкнуть к мысли, что он постоянный объект внимания взрослых. И уже не проявляет желание что-то сделать, а полагается на взрослых, даже пытается командовать ими: «Подай», «Возьми», «Принеси». Родители же не усматривают в этом ничего тревожного, у них всегда наготове оправдание: «На то мы и родители, чтобы ухаживать за ребёнком!».

Правильное отношение к труду легче сформировать мам, где ребёнок не только видит пример трудолюбие старших, но и сам помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими трудовыми делами семьи. У ребёнка вырабатывается психологическая установка на труд как жизненно важную потребность.

Культура трудовой деятельности во многом зависит от наличия у ребёнка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел по дому, уходу одеждой, обувью…

Ребёнка надо учить пользоваться тем или иным орудием труда, объяснить и показать, для чего оно предназначено, как им действовать.

С помощью взрослого ребёнок овладевает элементами организаторских умений, от которых зависит ход и результативность труда. Значимость труда в нравственном развитии дошкольника особенно ощутима, когда круг его забот не ограничивая рамками семьи. И здесь важны различного рода поручения, выполняемых ребёнком для других.

Одна из задач – показать ребёнку, что труд и отношения людей друг другу построены на основе взаимной заботливости, внимания, уважения.

Публикации по теме:

Фоторепортаж с выставки «Наши истоки»Фоторепортаж с выставки «Наши истоки» Недавно с сыном посетили в музейно-выставочном комплексе «Россия – Моя история» в г. Ставрополь выставку "Наши истоки". На выставке мы.

Игра — квест «Путешествие в страну Трудолюбия»Игра — квест «Путешествие в страну Трудолюбия» Игра – квест «Путешествие в страну Трудолюбия» Цель: • реализовать игровую деятельность детей познакомить с новой информацией, • закрепить.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Перспективное планирование на декабрь по программе «Истоки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Истоки трудолюбия»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 19:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Истоки трудолюбия»» (включая файлы) размещена пользователем Явкина Надежда (УИ 1467174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД