Ирина Аюпова
Консультация «Использование методов и приемов для формирования КГН у детей младшего дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Использование методов и приемов для формирования
культурно – гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста
Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе[9;7]
К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста является воспитание культурно – гигиенических навыков. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы получить качественный результат, нужно сделать все в правильной последовательности, красиво, аккуратно, приложить волевые усилия. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом нужно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельными движениями по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т. п. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он, что то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка).
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В начале воспитатель показывает и объясняет простейшие действия (потереть ладошки, смочить руки водой, стряхнуть водичку с ладошек). В дальнейшем образуются прочные умения, что позволяет осложнять требования (завертывать рукава, намыливать руки мылом). Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные и смотреть на них приятно. Воспитатель должен внимательно наблюдать за детьми, отметить что - то положительное.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих[4;75]. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. После утренней гимнастики он моет руки, лицо. Необходимо, чтобы после умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны, созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Родители обязаны постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду.
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающие пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Вопросу питания в дошкольном учреждении следует уделять серьезное внимание. Воспитывать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Если у ребенка проблема с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита. Плохой аппетит может вызывать у ребенка общее утомление, и даже переутомление. Последнее время в детский сад поступают дети, у которых не воспитано правильное отношение к еде. У одних, выражена привычка, потреблять однообразную пищу, у других только любимые блюда, а другие просто не приучены самостоятельно питаться. Период адаптации является благоприятным в воспитании у ребенка положительного отношения к еде. Важно в это время создать необходимые условия для приема пищи: продумать расположение столов, соответствующую сервировку, подачу блюда, определиться в поведении воспитателя и его помощника.
Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно и аккуратно держать ложку, умение пользоваться салфетками, держать осанку, умение есть любое блюдо. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности, позволяют научить детей к 3 годам, есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой.
Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и т. д. Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, рад бы не пачкать, да не получается. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо, ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды.
Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
В одевании и раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Обучая всему этому ребенка, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий.
Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровывать ботинки, поставить обувь на место.
Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно «Я сама умею одеваться».
При анализе программы «От рожденья до школы» Н. Е. Вераксы, под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, формирование навыков личной гигиены у детей младшего возраста в детском саду в режиме дня отводится большее время. Программа предусматривает укрепление здоровья ребёнка, что невозможно это без соблюдения правил гигиены[64;95]
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественной литературы, игры, игровые упражнения, использование потешек, песенок.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и психическому здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка. По мнению Л. Н. Галигузовой элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности [2,с. 190]. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых.
Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каж-дым ребенком. В играх проявляются черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Дидактические игры - эффективный метод воспитания и обучения, если проводить их с детьми ежедневно, с постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка (умение сравнивать, обобщать, высказывать свои суждения и т. д.) Через содержание дидактической игры у детей формируются правильные представления о формировании навыков самообслуживания. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть). Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед едой с мылом. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно – гигиенические навыки обогащают содержание игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.
Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и познает окружающий мир.
Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, проводить дидактические игры с игровым персонажем. В процессе обучения навыкам самообслуживания в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Научим мишку одеваться?», «Мокрые рукава и полотенце», «Покажем зайчику, как умываемся», «Какой формы мыльце?», «Госпожа зубная щетка». Широко используются дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук (упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании). Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Важное место в педагогической работе занимает также приемы, как рассматривание картинок, иллюстраций, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, потешек. Например: «Буль – буль – буль – журчит водица. Все ребята любят мыться», - приговаривает во воспитатель, показывая малышам приемы умывания. Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек, настольного театра и т. д. Сюжеты воспитатель может придумывать самостоятельно: «Как Хрюша умывается», «Оденем Зайку на прогулку», «Покажем Мишке, как складывать одежду».
В 3 -4 года у ребенка продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Он с удовольствием вместе с взрослыми рассматривает сюжетные картинки, иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текс. Чтобы научить малыша мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой) и затем прочитывать текст. Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Воронковой «Маша - растеряша». Произведения побуждают добрые чувства, помогают увидеть, как смешны и нелепы капризы, неряшливость и другие недостатки, присущие детям дошкольного возраста.