Юлия Бабич
Интеграция видов искусства (живопись, музыка, литература) как условие введения детей в художественную культуру
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».
Публикация «Интеграция видов искусства (живопись, музыка, литература) как условие введения детей в художественную культуру» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Такие занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя.
Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или иного вида искусства.
При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить один раз в месяц.
В качестве примера, мы представляем конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Осень к гости к нам пришла!» для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Дать представление о выразительных средствах, передающих в музыке,
изобразительном искусстве, художественном слове. Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
Углублять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за
осенними явлениями в природе и отражать их в рисунках.
Закреплять умение лепить по представлению фрукты и овощи, передавая характерные особенности предметов.
Упражнять в составлении красивых композиций в рисовании и аппликации, используя усвоенные способы изображения.
Развивать творческие способности
Методы и приемы:
наглядный (репродукции картин);
словесный (беседа, использование художественного словесного образа
– стихи, загадки);
игровой, практический.
Материал и оборудование:
мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр;
костюм
Осени; оборудование для изобразительной деятельности: 2листа бумаги А 2, акварель, кисти, баночки с водой; набор геометрических фигур из цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенка; пластилин, стеки, доски для лепки, блюдо;
репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», Ю. Пиминов «Ливень», И. Грабарь «Рябина», И. Шишкин «Осень».
поэтические произведения: А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарование…», Е. Успенская «Подарило солнце», З. Федоровская «Осень», И. Бунин «Листопад»;
музыкальные произведения : песенка-попевка «Листики летят» музыка и слова М. Картушиной; Д. Кабалевский «Осенняя песня»; Л. Делиб «Вальс»; двигательное упражнение «По грибы» Ф. Лещинской; П. Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; творческая игра «Осенние листочки», музыка И. Штрауса «Вальс» фа мажор.
Ход занятия:
Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского. Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Дети, во все времена года наша природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту.
Подарило солнце лесу свой подарок:
Пробежал по кронам лучик непростой-
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней жаркой красотой.
Зашумел, красуясь, многоцветный лес,
Засветился в кронах теплых красок глянец.
Что это за чудо из чудес?
(Е. Успенская «Подарило солнце»)
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Правильно. Это осень. А помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время прогулке по лесу? (ответ детей). Вот послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин восхищался этим временем года.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Давайте споем песенку об осени. Может быть, она услышит наше пение и придет к нам в гости.
Дети исполняют песенку-попевку «Листики летят» музыка и слова М. Картушиной.
Листики летят – это листопад
Листики шуршат – это листопад.
Осень золотая в гости к нам идет
И свои подарки ребятам несет.
Воспитатель: А вот и сама хозяйка Осень.
Под музыку Д. Кабалевского «Осенняя песня» входит Осень.
Осень: Кто меня вспоминал? Вот и я, Осень! Здравствуйте, ребята!
Очень я хотела услышать, что же вы обо мне знаете?
Воспитатель: Что ж Осень, проходи, у ребят погости. Все что знаем о тебе, расскажем. Спрашивай, что ты хотела бы знать?
Осень: Скажите мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Первый месяц сентябрь – это начало осени. Второй месяц октябрь – это середина осени. Третий месяц ноябрь – конец осени.
Осень: Правильно.
Осень: А какой самый яркий праздник осени?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они.
Возьмите красивые листья.
Закрутилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.
Дети импровизируют с листочками под музыку Л. Делиба «Вальс».
Осень: А знаете ли вы, какими вкусными щедрыми дарами я богата?
Дети: Это овощи и фрукты, ягоды и грибы.
Осень: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать.
Красный спрятан корешок,
Сверху виден лишь вершок,
А подцепишь ловко –
И в руках….(морковка).
Плачет бабка, плачет дед:
«Что же будет на обед?»
Ведь засела крепко
В огороде….(репка).
Там, на грядке, вырос куст,
Только слышно: хруст да хруст!
В щах, в солянке густо-
Сочная….(капуста).
Воспитатель: Про капусту знаем мы игру. И ты, Осень, поиграй с нами.
Пальчиковая игра «Капуста».
Мы капуста рубим, рубим
–
ребрами ладоней «рубят» воображаемую капусту
перед собой.
Мы капусту мнем, мнем –
сжимают и разжимают пальцы рук
Мы капусту солим, солим –
солят воображаемую капусту.
Мы капусту трем, трем
трут ладонями воображаемую капусту.
Осень: А какие еще знаете овощи?
Дети: Помидор, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и
др.
Осень: Слушайте еще одну загадку
Само с кулачок, красный бочок.
Погладишь – гладко, а откусишь – сладко….(яблоко).
Висит шарик с бугорком
А в нутрии он с сахарком…. (груша).
Осень: Назовите еще те фрукты, которые вы знаете.
Дети. Слива, дыня, апельсин, киви.
Осень: Послушайте, ребятки про ягоды загадки:
Я красна, я кисла
На болоте я росла.
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
Ягодка – не сладость,
Зато глазам – радость.
И садам утешенье,
И птицам угощение…. (рябина).
Осень: Какие ягоды можете еще назвать?
Дети: Голубика, черника, малина, брусника, морошка.
Осень: Вот еще лесной дружок
Прыгнул прямо в кузовок.
Кто шляпу на ногу надевает? (гриб)
Пойдемте, ребята, по грибы.
Дети выполняют двигательное упражнение «По грибы» Ф. Лещинской, наклоняясь и «срывая грибок» только в конце музыкальной фразы.
Осень: А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в наших лесах?
Дети: Береза, сосна, ель, рябина, ива, черемуха, осина.
Осень: Молодцы!
Воспитатель. Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал
поэт И. Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Осень: Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники.
Осень обращает внимание детей на мультимедийный экран. Предлагает рассмотреть и полюбоваться репродукциями картин.
Воспитатель: Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое у вас настроение возникает?
Дети высказываются.
Осень: Какие краски используют художники?
Дети: Красные, желтые, оранжевые, бордовые.
Осень: А как еще их можно назвать?
Дети: Нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные.
Осень. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенную красоту нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающий порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Осенние листочки»
Музыкальная игра на развитие танцевального творчества под музыку И. Штрауса «Вальс» Фа мажор.
Вот как весело у нас – все готовы пуститься в пляс!
Игру сейчас вам предложу.
Листочки осенние вам покажу.
Листик кленовый – танцуют мальчишки.
Листик березовый – девочки малышки.
Два листика сразу вверх подниму-
На танец всех деток я позову. (Автор игры Н. Г. Королева).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте попробуем рассказать об осени в рисунках, лепке и аппликации.
Дети делятся на три подгруппы.
Дети 1-й подгруппы рисуют на большом листе бумаги золотую осень; дети 2-й подгруппы выполняют коллективную аппликацию «Осенью в лесу»; дети 3-й подгруппы лепят овощи и фрукты и выкладывают их на блюдо.
В процессе работы воспитатель
побуждает использовать разные приемы при изображении силуэтов деревьев и кустов (вырезывание, обрыв, мозаика, прием рисования «по сырому» при передаче образа золотой осени, использовать стеки для передачи характерных особенностей овощей и фруктов.
Во время творческой работы звучит музыка П. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
Осень: Очень мне у вас ребята понравилось.
Рада я, что вы меня, дети уважаете,
Танцами, стихами, песнями встречаете!
Набрала в своем саду яблочек осенних,
Принимайте от меня, дети, угощенье!
Вам эти яблоки дарю
И вас от всей души благодарю!
Осень угощает детей яблоками. Дети прощаются. Осень уходит.
Таким образом, преимущества интегрированных занятий заключаются,
на наш взгляд в том, что они способствуют:
повышению мотивации обучения;
формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
развитию творческих способностей с помощью разных видов искусства;
воспитанию эмоциональной отзывчивости на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера;
в большей степени, чем обычные занятия, развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;
нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.