Ирина Калашникова
Рациональная организация двигательной деятельности детей в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и методика занятий физическими упражнениями с детьми раннего воз-раста имеют свои особенности.
С детьми от года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2-4 человек, а с детьми от 1,5 до 2-х лет – по подгруппам из 5-7 человек.
В НОД по ФК включаются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. При этом используются различные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).
Публикация «Рациональная организация двигательной деятельности детей в группах раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Общеразвивающие упражнения выполняются подгруппой. Педагог делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать. На занятиях используются предметы – длинная палка, большой обруч и др. Дети, подражая педагогу, стараются правильно выполнять упражнения.
Основные движения в начале года дети делают по одному. Педагог показывает упражнение каждому ребёнку, помогает выполнить его, подбадривает малыша, активизи-рует стремление детей к самостоятельному выполнению. Широко применяются имитации, зрительные, звуковые ориентиры.
С полутора лет, с накоплением у ребёнка двигательного опыта, развитием речи по-является возможность выполнять упражнения одновременно всей подгруппой (ползание, бросание мяча и т. д.). В связи с этим увеличивается моторная плотность занятия и его эф-фективность. Педагог подбирает общеразвивающие упражнения для воздействия по воз-можности на все мышечные группы, проводит чаще с индивидуальными предметами (по-гремушки и пр., в сюжетной форме. В занятие включаются более сложные основные движения (ползание, лазание по стремянке, пролезание, перелезание, ходьба по ребристой доске, бросание мяча в корзину и др., а также подвижные игры с бегом («Догоню» и др.). В процессе выполнения упражнения педагог общается с детьми, поясняя правила, поощ-ряя малышей, оказывая им индивидуальную помощь.
В НОД по ФК с детьми первой младшей группы предусмотрены : ходьба, бег, полза-ние и лазание, метание, катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми прави-лами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребёнок третьего ода жизни приучается действо-вать в коллективе.
Дети в таком возрасте стремятся быть вблизи взрослого, прислушиваются к его лас-ковой речи, с удовольствием выполняют посильные задания и поручения. Но они ещё не способны самостоятельно занять нужное место для выполнения определённого движения, поэтому во время занятий используются наиболее простые построения с применением различных ориентиров. Наиболее удобно и приемлемо для выполнения общеразвивающих упражнений и подвижных игр свободное построение. В качестве ориентиров могут быть разнообразные пособия: верёвка, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая дорожка.
Все перестроения и построения проводятся с помощью взрослого. Перед выполне-нием общеразвивающих упражнений педагог приучает детей вставать на ковёр или инди-видуальный коврик (так, чтобы не мешать друг другу); пред броском – вдоль верёвки, скамейки и т. п. Круг можно образовать, если малыши встанут в шеренгу, держась за руки, а воспитатель, взяв за руку первого и последнего, замкнёт круг или дети становятся во-круг стула (куба и т. п.) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.
Примерно половину упражнений нужно проводить из исходного положения сидя, на четвереньках, лёжа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног.
Следует предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребёнка и
Иногда один и тот же инвентарь используется как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных движениях (мячи и т. п.)
Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одно-временно с показом ещё раз объясняет задание. Все упражнения выполняются вместе с детьми, при этом педагог подбадривает малышей, уделяя внимание каждому ребёнку.
Если застенчивый ребёнок отказывается выполнить задание, взрослый предлагает то же задание другому, более активному ребёнку.
В НОД по физической культуре в первой младшей группе в основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочерёдное и групповое вы-полнение заданий, и только по необходимости применяется индивидуальный метод.
Во второй половине учебного года, особенно при повторении пройденного материала, дети становятся более уверенными и самостоятельными. Движение ребёнок осваивает скорее и с большим удовольствием.
Пример НОД по ФК с детьми первой младшей группы :
Тема «Любимые игрушки»
Задачи:
Упражнять детей в ходьбе и беге в указанном направлении. Закреплять умение ползать на четвереньках.
Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывая интерес к заняти-ям физкультурой.
Создавать условия для развития опорно-двигательного аппарата.
Педагог. Ребята, вы любите играть с игрушками?
Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. ( Показывает на игрушки: куклу, неваляшку, мед-вежонка, мячик; дети называют игрушки). Покажем, какие мы уже большие и как умеем красиво шагать.
. Вводная часть:
Ходьба врассыпную (20 с). Бег врассыпную (20 с). Ходьба врассыпную (10 с). Остановка. Построение врассыпную.
. Основная часть:
О. Р. У. :
«Кукла» : И. п. : стоя, руки опущены. В. : Поднять руки перед собой — вверх. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
«Неваляшка» : И. п. : сидя, ноги в стороны, руки на поясе. Наклониться вперед. Вернуться в И. п. Повторить 4 раза. Темп медленный.
«Медвежонок» : И. п. : лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
В. : Поднять одну ногу, опустить. То же другой ногой.
Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.
«Веселый мячик: И. п. : стоя, руки произвольно. В. : Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 с.
Педагог. Ребята, посмотрите тут ещё одна игрушка. Какая? (дети отвечают)
О. В. Д. :
Ползание на четвереньках (4-6м) к игрушке-собачке – «пойдём как собачка» 2-3 раза. За-дание выполняют одновременно 2-3 детей, педагог поощряет их, помогает выполнить упражнение. Остальные дети сидят на стульях.
Педагог. Собачка хочет с вами поиграть
П/игра «Догони»
Дети сидят на стульчиках на одной стороне комнаты. «Догоните собачку», - говорит педагог и бежит к противоположной стороне. Застенчивых и робких называет по имени. Повторить 2 раза.
. Заключительная часть
Ходьба вокруг игрушек (20 секунд).
Педагог. Ребята, медвежонок мне говорит на ушко, что всем игрушкам очень понравилось с вами играть. Позовём их с собой в группу?
Дети возвращаются в группу с игрушками.