Получи документы

Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»

Сабиля Биккузина
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»

Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя в осуществлении дифференцированного подхода к детям разного пола, поскольку одна из основных сложностей- в столкновении женщины-педагога и мальчика-воспитуемого. Одна из проблем

Публикация «Консультация „Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Феминистский тип воспитания в семье и учреждениях образования. Окруженные женщинами в семье и детском саду мальчики легко перенимают данный тип поведения. При отсутствии мужского примера они феминизируются, становятся инфантильными, зависимыми, безответственными. Данные особенности в большей степени характерны для городских мальчиков в силу исчезновения жесткого деления сфер занятости на «мужские» и «женские», утраты народных традиций воспитания. У мальчиков, являющихся единственным ребенком в семье, проявляются демонстративность, тщеславие, одиночество, тоска, уныние.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

При организации предметно-развивающей среды группы, учитывая традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки (биониклы, барби и т. д., но привносить утраченные («секретики», атрибуты с народных игр и т. д.). Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Так, необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба». Нужно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью; лидерство завоевывается вербальными переговорами и др.

Следующий аспект — это обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующую его полу идентифицируя себя со взрослой моделью поведения (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и женщин). Сложность связана с тем, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно- бытовой тематики, в которых роль папы достаточно «сжата». В «мужских играх» (в индейцев, в войну полярников и т. д.) женщины-педагоги, скорее, видят источник бесполезной беготни, развития агрессивности и относятся к ним отрицательно. Необходимо раскрыть детям общественные и производственные сферы занятости мужчин, помогая осознать и возвысить значимость мужчины в семье. Большое значение имеет и педагогическое руководство военными играми, расширение тематики игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри» «Пожарные», «Спасатели» и др., в которых мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности. Воспитатель, разъясняя детям функции военных и героических игр, делает акцент на гуманных чувствах, на том, что они оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Следующее направление — это организация сотрудничества детей обоего пола в совместных играх, в том числе и по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх-драматизациях по сюжетам сказок, В играх-драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность почувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением. Здесь важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. При этом каждая сторона сохраняет привлекающие ее роли, и в то же время дети разного пола вовлекаются во взаимодействие друг с другом.

Педагогическое общение с учетом гендерного подхода предусматривает внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свой пол.

• В первую очередь — это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так, воспитателями могут проводиться беседы с детьми «История твоего имени», «Значение имени», в честь какого святого ты названаю.

• Второй аспект — это полоориентированное обращение к ребенку вследствие чего он идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью (мальчик — с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка — с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т. п.).

• Третий -это констатирование образа поведения в данной роли («ты же мужчина», «дамы всегда так поступают», помощь педагога в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»,

• Четвертый -опора на символы в общении с ребенком. Опираясь на символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка.

Символы мальчиков: свобода и путешествие (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.)

враги (драконы, роботы, монстры, змеи);

сила и борьба (меч, копье, лук, стрелы, крепость);

победа (флаг, горн, крики «ура!»).

Символы девочек: материнство (куклы, невесты, детские кроватки или коляски);

женственность, изящество, легкость, нежность (воздушные шарики, птички, принцессы);

очаг и домашний уют (дом, стол, занавески, посуда);

достаток в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы);

женская красота (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

• Пятый - учет эмоционально-коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.

• И наконец - умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского — отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач,навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из- под контроля взрослого, не подчиниться ему.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе режимных моментов Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вам доклад, по теме моего самообразования. Тема: Гендерное воспитание детей старшего.

Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной.

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

Консультация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» «Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце, Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» Справка по итогам диагностического среза развития связной речи детей старшего возраста(5-6) лет в логопедических группах МБДОУ. На основании.

Консультация для воспитателей «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста» Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2015 в 11:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД