Сабиля Биккузина
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя в осуществлении дифференцированного подхода к детям разного пола, поскольку одна из основных сложностей- в столкновении женщины-педагога и мальчика-воспитуемого. Одна из проблем
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Феминистский тип воспитания в семье и учреждениях образования. Окруженные женщинами в семье и детском саду мальчики легко перенимают данный тип поведения. При отсутствии мужского примера они феминизируются, становятся инфантильными, зависимыми, безответственными. Данные особенности в большей степени характерны для городских мальчиков в силу исчезновения жесткого деления сфер занятости на «мужские» и «женские», утраты народных традиций воспитания. У мальчиков, являющихся единственным ребенком в семье, проявляются демонстративность, тщеславие, одиночество, тоска, уныние.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
При организации предметно-развивающей среды группы, учитывая традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки (биониклы, барби и т. д., но привносить утраченные («секретики», атрибуты с народных игр и т. д.). Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Так, необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба». Нужно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью; лидерство завоевывается вербальными переговорами и др.
Следующий аспект — это обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующую его полу идентифицируя себя со взрослой моделью поведения (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и женщин). Сложность связана с тем, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно- бытовой тематики, в которых роль папы достаточно «сжата». В «мужских играх» (в индейцев, в войну полярников и т. д.) женщины-педагоги, скорее, видят источник бесполезной беготни, развития агрессивности и относятся к ним отрицательно. Необходимо раскрыть детям общественные и производственные сферы занятости мужчин, помогая осознать и возвысить значимость мужчины в семье. Большое значение имеет и педагогическое руководство военными играми, расширение тематики игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри» «Пожарные», «Спасатели» и др., в которых мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности. Воспитатель, разъясняя детям функции военных и героических игр, делает акцент на гуманных чувствах, на том, что они оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Следующее направление — это организация сотрудничества детей обоего пола в совместных играх, в том числе и по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх-драматизациях по сюжетам сказок, В играх-драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность почувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением. Здесь важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. При этом каждая сторона сохраняет привлекающие ее роли, и в то же время дети разного пола вовлекаются во взаимодействие друг с другом.
Педагогическое общение с учетом гендерного подхода предусматривает внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свой пол.
• В первую очередь — это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так, воспитателями могут проводиться беседы с детьми «История твоего имени», «Значение имени», в честь какого святого ты названаю.
• Второй аспект — это полоориентированное обращение к ребенку вследствие чего он идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью (мальчик — с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка — с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т. п.).
• Третий -это констатирование образа поведения в данной роли («ты же мужчина», «дамы всегда так поступают», помощь педагога в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»,
• Четвертый -опора на символы в общении с ребенком. Опираясь на символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка.
Символы мальчиков: свобода и путешествие (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.)
враги (драконы, роботы, монстры, змеи);
сила и борьба (меч, копье, лук, стрелы, крепость);
победа (флаг, горн, крики «ура!»).
Символы девочек: материнство (куклы, невесты, детские кроватки или коляски);
женственность, изящество, легкость, нежность (воздушные шарики, птички, принцессы);
очаг и домашний уют (дом, стол, занавески, посуда);
достаток в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы);
женская красота (цветы, яркие губы, глаза, наряды).
• Пятый - учет эмоционально-коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.
• И наконец - умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского — отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач,навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из- под контроля взрослого, не подчиниться ему.