Юрасова Лия
Консультация «Индивидуальная работа с детьми»
Использование индивидуальной работы с ребёнком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Поэтому необходимо совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: индивидуальную работу при условии работы со всей группой детей. Тем самым, создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности ребёнка; оценивать динамику развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
Публикация «Консультация „Индивидуальная работа с детьми“» размещена в разделах
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Планируя индивидуальную работу, педагогам необходимо руководствоваться особенностями развития и поведения детей; знать особенности психического развития и своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии и направлять таких детей к специалистам для оказания квалифицированной помощи.
Особенности развития ребёнка дошкольного возраста происходит по следующим законам (Л. С. Выготский) :
- цикличность;
- неравномерность;
- метаморфозы;
- сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка.
Динамика перехода от одного возраста к другому может происходить медленно и постепенно либо быстро и резко, в связи с чем выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Стабильные стадии имеют плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные ситуации составляют большую часть детства, могут длиться по несколько лет.
Кризисные стадии развития длятся не долго, несколько месяцев; это краткие и бурные стадии; начинаются и завершаются незаметно; границы размыты, не отчётливы.
Каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребёнка.
Возрастные новообразования – это взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через расширение противоречий кризисного периода.
Социальная ситуация развития: своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. (Л. С. Выготский)
Ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходит главнейшее изменение в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей стадии его развития. (А. Н. Леонтьев)
Давайте кратко рассмотрим особенности детей на каждом этапе дошкольного детства.
Особенности ребёнка - дошкольника от 3 до 4 лет
- Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребёнка.
-Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
- Ведущая функция – восприятие.
- Новообразования:
Усвоение первичных нравственных норм.
Самооценка.
Появление элементов партнерского общения.
- Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик.
Особенности ребёнка - дошкольника от 4 до 5 лет
- Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении.
- Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
- Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
- Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.
- Нормальное (плохое) поведение: напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
Особенности ребёнка - дошкольника от 5 до 6 лет
- Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.
- Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
- Ведущая функция – воображение.
- Новообразования: предвосхищение результата деятельности; активно планируется функция речи; внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников.
Особенности ребёнка - дошкольника от 6 до 7 лет
- Ведущая потребность – потребность в общении.
- Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
- Ведущая функция – воображение.
- Новообразования: предвосхищение результата деятельности; активно планируется функция речи; внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- Нормальное (плохое) поведение: лжет в целях самозащиты; непоседлив и возбудим; продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке. Индивидуальную работу можно проводить с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Обязательно планируем индивидуальную работу каждый день и прописываем в планах.
Для поддержания интереса активности и творчества детей индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными. Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т. д.
Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности.
А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение, формирование нравственных качеств личности ребенка, способствует его активизации.
Осуществление индивидуальной работы в течение дня в соответствии с режимом:
1. Короткая беседа с родителями во время утреннего приема детей о самочувствии их ребенка, о том, что их беспокоит в его поведении.
2. Создание и поддержание спокойной, радостной обстановки, предоставление каждому ребенку возможности заняться интересующим его делом (играть, рассматривать картинки, рисовать). Уделить особое внимание детям замкнутым, застенчивым, робким. Их обязательно надо подбодрить, они в этом очень нуждаются. Излишне возбужденных детей следует привлечь к таким играм и занятиям, которые содействовали бы их успокоению, снятию возбуждения.
3. При подготовке к завтраку воспитывать культурно-гигиенические навыки, оказывая помощь тем детям, которые еще не владеют необходимыми навыками.
4. Во время завтрака обращать внимание на тех детей, у которых плохой аппетит. Следить за позой детей, а также за соблюдением ими правил культурного поведения за столом.
5. Проведение индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия, или что-то не усвоили.
6. Проведение работы с робкими, застенчивыми, нерешительными детьми по подготовке их к активному участию в общих занятиях.
7. При проведении индивидуальной работы нужно, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы всем детям было удобно сидеть, чтобы все могли хорошо видеть и слышать воспитателя.
8. Готовя детей к прогулке, воспитывать навык одеваться быстро и правильно, в определенной последовательности.
9. На прогулке также осуществляется индивидуальная работа с различными целями :
- преодоление застенчивости;
- развитие наблюдательности;
- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;
- развитие речи;
- отработка спортивных элементов.
В течение дня наблюдать и руководить работой дежурных. Подбирать пары дежурных в соответствии с их индивидуальными особенностями, с учетом взаимного положительного влияния друг на друга.
При организации индивидуальной работы с детьми необходимо включать различные задания и упражнения, направленные на познавательное развитие, на эмоциональное развитие, развитие речи и коммуникативных навыков, мелкой моторики, а также физическое развитие. Вся работа строится в игровой форме. Партнером по игре может быть взрослый или другой ребенок.