Борздых Наталья
Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики
Хочу поделиться одним из методов коррекционной работы, который использую в работе со старшими дошкольниками 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Этот метод был разработан специалистами Загребского реабилитационного центра «Суваг» для глухих и слабослышащих детей.
Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Публикация «Консультация „Игровые упражнения на основе фонетической ритмики“» размещена в разделах
Развитие фонематического слуха (различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи) у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента — эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике.
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что :
• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
• Улучшается фонематический слух;
• Нормализуется речевое дыхание;
• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
• Повышается речевая активность детей.
Гласные звуки.
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Звук «У».
И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Звук «Э».
И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.
Звук «И».
И. п. : руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.
Звук «Ы».
И. п. : руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы». произносится сердито.