Козлова Алена Николаевна
Конспект игры-экспериментирования с различными предметами и материалами для дошкольников
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира.
Одним из основных средств развития исследовательской активности является детское экспериментирование.
После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Публикация «Конспект игры-экспериментирования с различными предметами и материалами для дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игра-экспериментирование «Солнечная система» предназначена для детей 5-7 лет. Может быть использована педагогами в рамках организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, для введения нового материала и его закрепления.
Материалы, оборудование для игры : желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков; дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик; фонарик, глобус.
- Ход игры :
Воспитатель ведет диалог с ребенком, который рассматривает книгу о космосе:
- Какая у тебя интересная книга. Можно посмотреть? Как она называется? О чем она? Почему тебя заинтересовала эта книга?
Остальные дети обязательно заинтересуются диалогом воспитателя и своего товарища и поддержат его.
Воспитатель:
- А не хотите ли вы отправиться в путешествие на другие планеты, стать исследователями космического пространства?
Дети: Здорово! Хотим!
Воспитатель, листая страницы книги, дает детям краткие сведения о Солнечной системе:
- Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. Вокруг Солнца по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель:
- Ребята, давайте представим, что мы с вами в космической лаборатории, проводим опыт «Движение планет вокруг Солнца».
Воспитатель берет желтую палочку и 9 шариков на ниточках и предлагает детям представить, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты.
Воспитатель начинает вращать палочку-Солнце, и все шарики-планеты летят по кругу.
Воспитатель:
- Что будет, если остановить палочку-Солнце?
Дети:
- Планеты остановятся.
Воспитатель:
- Что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему?
Дети:
- Солнцу помогает вечное движение.
Воспитатель предлагает провести опыт желающим детям.
Воспитатель:
- Что ж, мои мудрые ученые, предлагаю вам новый эксперимент «Дневные звезды».
(Для проведения эксперимента необходимо пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Эксперимент проводится в хорошо освещенной комнате).
Воспитатель дает ребенку в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включает фонарик и на расстоянии 5 см светит им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Воспитатель:
- Что вы видите?
Дети:
- Дырки в картонке не видны через конверт, когда светим фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Воспитатель предлагает детям сделать вывод :
- В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.
Воспитатель подводит итог эксперимента:
- Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Воспитатель:
- Предлагаю вам, уважаемые исследователи, еще один эксперимент «Затмение солнца».
Солнечные затмения в наших широтах — большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!
Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да. звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.
Воспитатель предлагает одному из детей взять большой мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик.
Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света — вот вам и черное Солнце. Как все просто, оказывается.