Ирина Сороковикова
Консультация «Игра и дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Игра и дошкольник»
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющей его основные потребности, прежде всего в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых.
В отличие от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и от всего оберегают «Не упади», «Не бегай!», «Вымой руки!», «Не выдумывай!», в игре он может все: плыть на океанском лайнере, летать в космосе, учить школьников и даже взрослых и т. п. Таким образом, малыш в игре, как указывал К. Д. Ушинский «пробует свои силы» проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Публикация «Консультация „Игра и дошкольник“» размещена в разделах
Ребенок – существо растущее и развивающееся, а движение одно из условий его постоянного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в подвижных и дидактических играх. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движения обладают различные строительно- конструктивные материала – крупный и мелкий строительный материал, разного рода конструкторы, снег, песок и т. д.
Велики возможности игры и в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей на основе общих интересов, взаимных симпатий. В силу привлекательной игры дошкольники играя оказываются в ней способны к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится играющим коллективом – А. П. Усова.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов, в том числе воображение.
К. Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, неподдельные чувства.
Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
Еще одно важное свойство, которое развивается в игре – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (например, кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу – дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместители, символические действия «помыть руки» под воображаемым краном.
В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.
Основополагающим являются положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Важнейшим средством воспитания является игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. Главной особенностью игрушки является, то что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая так же позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая «приземленная» игрушка не дает простора воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д. Ушинского «дети не любят игрушек не подвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменять по своей фантазии».
Динамика игрушки обеспечивается ее конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.
Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр и игрушек чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их, не нарушая естественного хода игры, не мешая ее «души» замечаниями, указаниями, неосторожными словами.