Дзгоева Альбина Муратовна
Консультация и мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
Консультация и мастер-класс для родителей
Тема: «Развитие мелкой моторики рук дошколят»
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №6 г. Беслана»
Цель: 1) разъяснить родителям важность развития мелкой моторики рук ребенка;
2) научить использовать игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: мелкая моторика, речь, мелкие мышцы рук, дошкольник.
Теоретическая часть
Публикация «Консультация и мастер-класс для родителей на тему „Развитие мелкой моторики рук дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук важно для общего развития ребенка. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движение пальцев, то речевой так же активизируется, и речь ребенка становится более связной и чистой.
Моторика (от лат. Motus – движение) – двигательная активность организма или отдельных органов. Это не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой – либо определенной задачи.
Мелкая моторика – это движение, осуществляемое мелкими мышцами человеческого тела.
Совокупность скоординированных действий костной, мышечной и нервной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук, есть мелкая моторика рук.
Моторные навыки рук и пальцев часто называют ловкостью. Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или мелкой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок трогает какой–либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Развивая мелкую моторику пальцев мы воздействуем на внутренние органы ребенка, укрепляя его организм.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: в первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а так же ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи, что позволяет при наличии дефектов в звукопроизношения быстрее их исправить.
Практическая часть
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Игра - массаж: «Пальцы каждому нужны». Воспитатель предлагает выполнить массаж ладоней и пальцев. Для этого используют стихотворный текст, который будет интересен для детей. Параллельно, растирая пальцы, воспитатель объясняет, за какой орган отвечает каждый палец в отдельности.
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем
Разогреться им даем.
Будем пальцы растирать
И, конечно согревать.
Консультация : Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук является не сложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Игра «Расскажи и покажи руками»
Воспитатель предлагает участникам мастер – класса выбрать из предложенных карточек стихотворение или сказку, а затем с помощью пальцев и рук изобразить произведение с тем расчетом, чтобы другая команда смогла отгадать, о чем идет речь.
Консультация : Такие игры играют важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Эта игра развивает зрительно-двигательную координацию.
Творческое занятие «Веселые ладошки»
Воспитатель предлагает родителям дошкольников упражнения «веселые ладошки», согласно которому участники кладут на лист бумаги свою ладонь и обводят ее по контуру простым карандашом. Затем с помощью красок или гуаши раскрашивают полученную ладошку.
Консультация : Изобразительная деятельность важна для подготовки кисти руки дошкольника к письму т. к. повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.
Коллаж «Совместный пейзаж»
Воспитатель предлагает участникам выполнить совместную творческую работу в технике аппликация. Родитель дошкольников договариваются о сюжете, выбирают цветную бумагу, вырезают детали и наклеивают на лист бумаги.
Консультация : Занятие аппликацией развивает у дошкольников точность мелких движений рук, воображения творчества.
Оригами «Разноцветные самолетики»
Воспитатель раздает участникам мастер-класса листы бумаги прямоугольной формы, из которых они складывают самолетики в технике оригами.
Консультация : Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. При обязательном разглаживании сгибов и углов бумаги у детей совершенствуется мелкая моторика рук, и формируются точные движения пальцев.
Игра «Быстрые узелки»
Воспитатель раздает участникам небольшие ленты. Участникам необходимо по очереди добежать до нужного места и завязать бант. Команды соревнуются не только в быстроте выполнения задания, но и в качестве завязанных бантов.
Упражнение «Графический диктант»
Участникам раздаются листы бумаги в клетку и карандаши. Воспитатель отмечает точку отправления, а затем проговаривает путь карандаша с помощью математических понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо». В результате участники должны достичь нужной точки или получить простое графическое изображение.
Консультация : графические упражнения подготавливают руку к письму, являются важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе, кроме того, графические диктанты помогают развивать внимание, умение слушать.