Надежда Тимошкина
Консультация «Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня.
В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные ребёнка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни.
Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т. к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Публикация «Консультация „Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всё сказанное убедительно показывает, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему. Выделить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определённое время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой разные элементы физкультурно-оздоровительной работы, максимально упрощая её. Психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я использую игровые упражнения для оздоровления и профилактики заболеваний. Ведь игра, при умелом её использовании, способна творить чудеса. Я пришла к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, прививать детям интерес к оздоровительным играм и упражнениям, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии, способствующее эмоциональному сближению взрослого и ребёнка, когда педагоги и родители в процессе игры проявляют к ребёнку внимание, любовь, заботу, ласку. В рамках работы по оздоровлению дошкольников я использую игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и лечат.
Создает условия для разнообразной двигательной активности воспитанников, обогащает представления детей о необходимости движений, позволяет использовать в повседневной практике адаптированные спортивные игры и упражнения, способствует формированию умений и развитию физических качеств, побуждает детей к творчеству в двигательной деятельности.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей или проведенной учебной деятельности, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для максимального эффекта следует обращать внимание на пояснения к играм. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет. Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.
В оздоровительной работе с детьми мною используются:
• игры на формирование правильной осанки, которые способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника;
• игры, направленные на профилактику орз, ГРИППА
• игры на укрепление сердечно-сосудистой системы, с целью улучшения механизма кровообращения;
• игры, направленные на преодоление плоскостопия, которые способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы;
• игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний, они помогают ребенку обрести уверенность в себе, улучшить психическое здоровье, повысить неспецифический иммунитет;
• игры на преодоление заторможенности или наоборот для снижения психомоторной возбудимости.
• Игры, на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползанья и т. д.
Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры, по моей рекомендации, проводят воспитатели во время всех без исключения режимных моментов, а также родители дома. Таким образом двигательная активность с использованием оздоровительных игр проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий, а воспитатель является главным организатором этой деятельности.