МААМ-картинки

Консультация «Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи»

Татьяна Маркинова
Консультация «Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Публикация «Консультация „Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи“» размещена в разделах

Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть правильной и хорошей речью.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Развитие устной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. В детском саду применяется много форм работы по развитию речевой активности, такие как:

*здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

*игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речевой активности детей в некоторых видах деятельности с использованием всех компонентов устной речи.

Игровая деятельность: – это сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь.

Посредством игры развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Коммуникативные игры в развитие речи:

Важнейшим средством развития речи является общение. В каждой игровой коммуникативной ситуации речевое действие имеет для ребенка жизненный смысл: он понимает, зачем это ему нужно, видит адресата речи (кому он говорит, видит наглядный результат своей речи и каждого своего речевого действия.

Коммуникативные игры – игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Применение игровых коммуникативных ситуаций и коммуникативных игр в образовательном процессе значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Познавательное развитие детей:

Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка.

Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Трудовая деятельность.

В процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей.

Восприятие художественной литературы.

Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные умения: построение словосочетаний и предложений, совместное с педагогом обсуждение произведений. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний.

Разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок помогают формировать умение слышать и понимать речь, обогащать словарный запас, развивать монологическую речь и её интонационную сторону.

Музыкальная деятельность детей:

Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка.

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности. Педагог акцентирует внимание детей на этом, и дети исправляются.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Кроме того, музыкально-дидактические игры оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Музыкально-ритмические движения облегчают речь, Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

Мы знаем, что ребенок развивается в среде, в которой действует. Для развития компонентов устной речи в группе создаются условия. Для этого необходимо оборудовать речевой утолок, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы по активизации и обогащению словаря; разнообразные дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры.

В уголке ставится рабочий стол. Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы для выполнения артикуляционных упражнений.

Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:

• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;

• детям много выразительно читали;

• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;

• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;

• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактическая игра для развития всех компонентов речи «Волшебный кубик»Дидактическая игра для развития всех компонентов речи «Волшебный кубик» Цель:Пособие предназначено для развития всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического, слоговой структуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 09:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД