Татьяна Маркинова
Консультация «Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Публикация «Консультация „Формы и виды детской деятельности речевой активности через использование всех компонентов устной речи“» размещена в разделах
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.
Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть правильной и хорошей речью.
В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Развитие устной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. В детском саду применяется много форм работы по развитию речевой активности, такие как:
*здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
*игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речевой активности детей в некоторых видах деятельности с использованием всех компонентов устной речи.
Игровая деятельность : – это сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые игры.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь.
Посредством игры развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Коммуникативные игры в развитие речи :
Важнейшим средством развития речи является общение. В каждой игровой коммуникативной ситуации речевое действие имеет для ребенка жизненный смысл: он понимает, зачем это ему нужно, видит адресата речи (кому он говорит, видит наглядный результат своей речи и каждого своего речевого действия.
Коммуникативные игры – игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Применение игровых коммуникативных ситуаций и коммуникативных игр в образовательном процессе значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.
Познавательное развитие детей:
Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка.
Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Трудовая деятельность.
В процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей.
Восприятие художественной литературы.
Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.
Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные умения: построение словосочетаний и предложений, совместное с педагогом обсуждение произведений. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний.
Разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок помогают формировать умение слышать и понимать речь, обогащать словарный запас, развивать монологическую речь и её интонационную сторону.
Музыкальная деятельность детей :
Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка.
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности. Педагог акцентирует внимание детей на этом, и дети исправляются.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Кроме того, музыкально-дидактические игры оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.
Музыкально-ритмические движения облегчают речь, Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.
Мы знаем, что ребенок развивается в среде, в которой действует. Для развития компонентов устной речи в группе создаются условия. Для этого необходимо оборудовать речевой утолок, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы по активизации и обогащению словаря; разнообразные дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры.
В уголке ставится рабочий стол. Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы для выполнения артикуляционных упражнений.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:
• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь;
• детям много выразительно читали;
• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов;
• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;
• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты