Надежда Тушкова
Консультация «Формирование познавательной активности, логического мышления по развитию математических способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №1»
Консультация
«Формирование познавательной активности, логического мышления по развитию математических способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Тушкова Н. М.
2020 год
Публикация «Консультация „Формирование познавательной активности, логического мышления по развитию математических способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Поэтому приходится в жизни считать деньги, также используем знания о величине, о площади, о объёме, промежутки времени, скорости. Правительством РФ поставлена задача повышения качества математического образования на всех уровнях образования, в том числе и на уровне дошкольного образования. Разработана «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», в которой определена цель – вывести математическое образование на лидирующее положение в мире. Есть две традиции в математическом образовании. Одна из них построена на том, что человек должен уметь воспользоваться готовыми приемами, другая — на том, что его прежде всего следует научить мыслить.
Виды мышления
1) наглядно-действенное
2) наглядно-образное
3) словесно-логическое, абстрактное, отвлеченное, теоретическое мышление.
1. Наглядно-действенное - это когда ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
2. Наглядно-образное мышление - это возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет.
3. Словесно-логическое - это касается психических процессов память, воображение, концентрация внимания, речь. Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное.
ФГОС дошкольного образования направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
1. Любопытство. Это избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
2. Любознательность. Любознательные дети не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему… снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки» : «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации.
3. Познавательный интерес. Характеризуют повышенную устойчивость, нацеленность на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.
В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют : внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.
Формы и методы работы с детьми.
1. Наблюдения, экскурсии
2. Решение проблемных ситуаций
3. Решение познавательных задач
4. Опыты, экспериментирование
5. Моделирование
6. Познавательно-исследовательские проекты
7. Дидактические игры
8. Конструктивные игры
1. Наблюдение, экскурсии — это ситуация направлена на игровую, математическую наблюдательность, связанную с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
2. Проблемная ситуация — это затруднение, еще не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Любая проблемная ситуация должна подвергаться анализу, чтобы не получилось, как в народных сказках: «Пойди туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что» — ничего, кроме мучительного чувства недоумения и растерянности. Загадки, небылицы, игра «Верю - не верю».
3. Решение познавательных задач - является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения. Оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений, числовыми и цифровыми карточками, условными мерками.
4. Экспериментирование – это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир.
5. Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.
6. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Примеры проектов: «Часы и время» и «Математическая неделя». Итоговые продукты проектов: создание мини-музеев, математических игр и др.
7. Дидактическая игра. С помощью игр ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. У дошкольников развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
8. Самостоятельно конструировать игры - это продукты детского творчества. Если не замечать и не находят применения, в этом случае интерес к творческой деятельности у ребенка угасает. Чтобы поддержать и развить умение детей выполнять творческую работу, можно установить в группе ящик (карман, копилку) детских идей. По просьбе ребенка воспитатель может записать придуманную им игру и положить в копилку, а затем эти материалы обработать совместно с детьми в приемлемую для использования форму и ввести на занятиях и в самостоятельную деятельность.
Образовательные технологии.
1. Технология развивающих игр Б. П. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб»
Ориентирована на развитие творческих способностей, воображения, символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свобода ребенку, организует развивающую предметно-пространственную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером и выступает в роли консультанта, создает различные ситуации, в том числе, проблемные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
2. КВЕСТ - технология
Квест – это способ исследования. Дословно с английского языка — это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики. В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод освоения различных образовательных областей, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Например, квест- игра «Путешествие в страну Математики».
3. Проектный метод
Является способом организации образовательной деятельности, основанной на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Примеры проектов: «Часы и время» и «Математическая неделя». Итоговые продукты проектов: создание мини-музеев, математических игр и др.
4. Технология «БОС -Здоровье» А. Сметанкина
Включает в себя учебное электронное пособие «Здоровая математика» и позволяет детям 4-7 лет выполнять игровые упражнения в ритме оптимального дыхания. Дидактический материал открывается на экране компьютера или на интерактивной доске. Использование технологии повышает эффективность усвоения материалы образовательной программы, положительно влияет на познавательное и психоэмоциональной состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует укреплению здоровья.
5. Технология сенсорного развития – кинетический песок
Кинетический песок – его называют также «умный» песок — чудо современных технологий! Его создали шведские ученные соединив чистый кварцевый песок и полимерные материалы в определённых соотношениях. В педагогике и психологии этот новый материал все более широко начинает использоваться. Большой плюс в том, что для игр с кинетическим песком не требуется специального оборудования – играть можно на столе, на полу. Дети работают индивидуально или в группе, возводят строения разной высоты, создают пространства и картины, которые наполняют различным содержанием, а потом обыгрывают.
6. Технология «Блоки Дьенеша»
Логические блоки Дьенеша – игровая технология. Набор включает в себя 48 геометрических фигур. Играя с блоками, ребенок выполняет разнообразные операции: деление на части, выкладывание по образцу и по представлению и др.). Блоки могут использоваться в играх детей с 3-х лет. Дети, играя с ними, знакомятся с цветом, формой, величиной. Также у детей развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Роль педагогов в математическом образовании детей.
Педагоги каждой возрастной группы составляют тематическое планирование недели, подбирают игровой и дидактический материал для познавательного развития детей. В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, максимально отвечающая интересам детей и которая соответствует рекомендуемому основной образовательной программой дошкольного образования, перечню материалов и оборудования для математического центра. Педагоги могут использовать цифровые образовательные ресурсы: презентации, игры, иллюстрации.
Роль и участие родителей в математическом образовании детей.
Родителей необходимо не просто информировать о тех или иных мероприятиях, формах работы, видах деятельности, которые осуществляются педагогами совместно с детьми в детском саду. Современный детский сад заинтересован в активном участии родителей в образовательной деятельности. Это могут быть проекты, конкурсы. Например, конкурс на лучшую дидактическую игру, Все изготовленные игры смогут пополнить развивающие центры в группах, а процесс их изготовления даст возможность семьям провести досуг с пользой.
Вывод: математические игры развивают познавательную активность, логическое мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.