Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с народными промыслами России»

Екатерина Фролова
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с народными промыслами России»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Знакомство дошкольников с народными промыслами России

Воспитатель : Фролова Е. А.

МДОАУ №103, 2019г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство дошкольников с народными промыслами России“» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

2. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщё нных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

- развитие при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развитие творчества, фантазии, мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.

5. Воспитание уважительного и бережного отношения к труду народных мастеров.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств ребёнка, формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит видеть детей и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии.

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Необходимо показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организованно восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты.

Рассмотрим виды декоративно-прикладного искусства и выделим основные особенности каждого вида.

ГЖЕЛЬ

Название «гжель» происходит от слова «жечь».

Характерные черты росписи следующие:

• глазурирование поверхности;

• снежно-белый фон;

• узор, выполненный в синих или голубых тонах;

• сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;

• неизменно ручная работа.

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига. Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

• Растительная Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, ягоды, цветы, основной цветок росписи гжель-это роза, которая наносится несколькими оттенками сразу.

• Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.

• Сюжетная роспись Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

С дошкольниками используют легкие рисунки Гжель состоят из простых отдельных элементов, которые при должном усердии сможет осилить даже 4-5-летний кроха. К числу таких узоров относятся:

• Нарисованные наискосок линии. К ним под прямым углом рисуются аналогичные штрихи, а в получившихся клетках ставят узоры – точки.

• Точки – из них формируются самые простые цветочки, которыми обычно украшают бордюры изделия (тарелки, разделочные доски и т. п.).

• Волнистые линии. Из них также будут рисоваться бордюры.

• Капельки. Чуть более сложный художественный элемент. Из него будут состоять лепесточки для цветов, листики, сложные веточки с листиками.

• Мазок с тенью. Суть элемента в его названии – кисточкой делается мазок, а затем в верхней или левой (правой) части мазка проводится полоса еще раз. Получается тень. Из таких элементов состоят объемные бутоны цветов.

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Золотая хохлома — старинный самобытный русский народный промысел, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и является неотъемлемой частью российской культуры.

Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами, а так же ягоды и листья. Промысел был основан в лесном Заволжье. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки.

Характерные черты следующие: определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков (красный, желтый, зеленый, черный); отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий. Элементы росписи (осоки, завиток, капельки, кустики, криуль, куриная лапка, кудрина, рыжик).

Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:

1. Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше, гуашь (в том числе и белая, кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.

2. Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.

3. На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.

4. Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.

5. Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.

6. Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись берет начало от резных прялок, которые в Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно выделялся на светлой поверхности донца. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным. Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов, основные элементы: розаны, купавки, ромашки, листики, птицы.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней - символ здоровья и процветания в делах. Цветы городецкой росписи: бутон, ромашка, розан, купавка, роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа

I этап росписи - Подмалевок - Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи - Теневка - наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью.

МЕЗИНСКАЯ РОСПИСЬ

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились до сегодняшних дней. В детском саду роспись используется не часто, расписывают дети нарисованную посуду, сундуки и т. д. используя акварельные краски и кисть. Педагог вначале знакомит ребят с элементами росписи, а затем уже создается целостная композиция.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Жостовская роспись возникла на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже. Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне.

ЭТАПЫ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ

1 этап ЗАМАЛЕВОК На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи.

2 этап ТЕНЕЖКА С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

3 этап БЛИКОВКА На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи, происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

4 этап ЧЕРТЕЖКА В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

5 этап ПРИВЯЗКА Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

8 этап УБОРКА На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. В работе с детьми используют акварельные краски, гуашь, акриловые краски.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Литература:

1. П. И. Уткин, Н. С. Королева “Народные художественные промыслы” Москва, “Высшая школа” 1992.

2. А. П. Усова “Русское народное творчество детскому саду” издательство “Просвещение”, Москва 1972.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Санкт–Петербург, издательство “Детство-Пресс ”, 2000. Л. С. Куприна, О. Н. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, Санкт – Петербург, издательство “ Детство-Пресс ”, 2004.

Публикации по теме:

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского краяЗнакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами РоссииИспользование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей»Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей» У нас в группе появилась интерактивная песочница. Интерактивная песочница [/i]– это современный продукт, предназначенный для полноценного.

Консультация для воспитателей о Рождестве в России. Презентация «Рождество в русской живописи»Консультация для воспитателей о Рождестве в России. Презентация «Рождество в русской живописи» Есть праздник, что светлее всех других Скоро, совсем скоро к нам вновь придёт волнующий праздник, которого трепетно ожидают многие и многие.

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание»Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с народными промыслами России»
Опубликовано: 4 августа 2020 в 13:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с народными промыслами России»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фролова (УИ 1072190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД