Оксана Шанина
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с устным народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали совей быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы - значить восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство детей с устным народным творчеством“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Мной были отобраны следующие приоритеты:
1. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,
поговорок и т. п.)
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается слова и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
2. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в чеках, должна быть передана детям.
3. Знакомство детей с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в со-здании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, я считаю, очень важно знакомить с ним своих воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающиеся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в свои занятия.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Стараюсь соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подбираю потешки, песенки, прибаутки., сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
С младшего возраста приучаю детей к интонационному строю родной речи, знакомлю с колыбельными песнями. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Котика-кота, про гулей.
Очень интересно детям знакомиться с малым жанром русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Знакомлю детей с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. В этом помогает мне наш музыкальный руководитель.
С частушкой знакомимся уже со второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочетание таких песенок - в старшем возрасте.
Детей привлекает импровизированный характер частушек, необычная широта, их тематика, эмоциональное разнообразие, метко выраженная сатира и дружеский юмор. Дети с большим удовольствием легко запоминают час-тушки и исполняют их. Также знакомлю детей с календарным детским фольклором.
Календарный детский фольклор осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Дни народного календаря посвящены памяти того или иного святого. Я не акцентирую на этом внимание детей, а рассказываю лишь о том, чем тогда занимались наши предки (какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде; какие примечали события в природе и. Д.)
Проводя с детьми наблюдения в природе, что и наши предки в отдаленные времена, я соблюдаю еще один, пожалуй, не менее важный принцип педагогики - принцип наглядности.
Народные обрядные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один обрядный праздник не обходиться без игры на русских музыкальных инструментах. Совместно работая с музыкальным руководителем, знакомим детей с музыкальными инструментами начинаем еще в младшей группе: показываем свистульки, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Детей старшего возраста знакомим с другими музыкальными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка; демонстрируем несколько видов русской гармошки: баян, саратовскую с колокольчиками.
В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действий является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Конечно же, я обращаю большое внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями.
Какую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, «Машеньку», «Медведицу», «бабку и деда» и т. д. Свои выступления мы любим показывать малышам.
Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев ч начала до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, деревянные ложки и т. д., дети рассматривают узор на них.
Знакомство детей с русской народной игрушкой-матрешкой, с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах. Предлагаю детям попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети в моей группе очень любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие у детей. Я убедилась, что детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, частушки, колыбельные песни, русские народные сказки - играют огромную роль в духовной развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.