Мария Зюзина
Консультация для воспитателей «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве».
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт зарубежных педагогов о детском изобразительном творчестве весьма разнообразен.
Некоторые специалисты в США изобразительную деятельность рассматривают как средство терапии. В процессе создания изображения, по их мнению, ребенок углубляется в деятельность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира; поглощенный процессом, малыш живет в другом мире, приносящем ему радость. Те положительные эмоции, которые он испытывает при этом, оказывают благотворное воздействие на его нервную систему; ребенок успокаивается, снимается нервное напряжение, вредно отражающееся на его психике. Т. о. изобразительная деятельность, в процессе которой маленький художник отражает полученные впечатления, выражает его отношение к предмету, снимает с него страх, нервное напряжение, отвлекает от тяжелых переживаний. Такую точку зрения поддерживают и в Великобритании, и во Франции.
Публикация «Консультация для воспитателей „Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Американский педагог Б. Джефферсон особое внимание уделяет методу оценки. Автор считает, что оценка собственного рисунка многому может научить других детей. Но вместе с тем, маленькому художнику важна и оценка его работы педагогом, взрослым вообще, т. к. положительная оценка воодушевляет, развивает творчество, индивидуальный почерк, что так важно для последующего обучения в школе.
В Японии педагогике художественного воспитания в целом и изобразительной деятельности в частности больше внимания уделяют развитию эстетического восприятия на основе формирования различных перспективных действий. Широко известны уроки созерцания. Детей учат целенаправленно созерцать, внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающее: сосредоточивать взгляд на мельчайших, но характерных деталях, явлениях. Например, предлагают даже полюбоваться застывшей каплей воды, переливающейся всеми цветами радуги на солнце, прислушиваться к шелесту листьев, к шуму дождя, звону капели. Японские педагоги большое значение придают изображению с натуры. Особое место в работе уделяют воспитанию у детей цветового восприятия. Японские малыши различают до 100 цветов и оттенков. Высокий уровень производства, характерный для Японии, требует, чтобы в человеке было тонко развито сенсорное чувство. А обеспечить его можно в большей степени в процессе целенаправленного обучения изобразительной деятельности.
В США, Японии, Германии и др. странах в процессе занятий изодеятельностью широко используют музыку. Музыка звучит во время занятий, тем самым создавая спокойную обстановку, вызывая у детей положительные эмоции.
Заинтересованное, бережное отношение к словесному детскому творчеству - ещё одна особенность зарубежной педагогики. В Португалии на стенде в групповой комнате вывешивают листочки бумаги с текстами, написанными печатными буквами цветными фломастерами. Это сочинения детей, записанные воспитателем.
Дети могут использовать любой материал и для рисования, и для аппликации: не только специальную бумагу, но и оберточную, и обои. На доном занятии каждый ребенок может рисовать разными материалами - карандашами, мелками, красками. Нет стандарта и на размер бумаги. Ребенок волен выбирать то, что ему больше нравится. Свобода положительно сказывается на творчестве.
И пусть создается впечатление, что за рубежом все детские сады материально обеспечены. В некоторых детских садах обходятся тем материалом, который дети приносят из дома. Это может быть и карандаш, и фломастер, и краски. И дети делятся с товарищами.
В каждой стране свои формы организации работы с детьми. В одних - в США, Великобритании, Португалии - отдают предпочтение индивидуальным занятиям или занятиям с подгруппами; в других - в Японии - считают, что более эффективны общегрупповые занятия. Иными словами, деятельность педагога не ограничивается определенными рамками. Преследуется одна цель - развивать детское творчество.