Марина Владимировна Бердник
Выступление из опыта работы «Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит средством приобретения новых знаний и навыков, развивает способности, характер, самосознание ребенка. Учитывая это, формирование у детей потребности в общении, развитие умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других являются важными вопросами, требующими особого внимания как родителей, так и педагогов.
Публикация «Выступление из опыта работы „Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.
Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.
Учитывая это, развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности педагога, постоянно находящейся в поле его внимания.
Развитие умения взаимодействовать в паре сверстников осуществляется поэтапно в каждой возрастной группе.
В старшей группе работа должна быть направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и/или способа деятельности под руководством взрослого, развитие самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности.
Если педагог предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления:
1. мотивация пары на совместную деятельность;
2. обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;
3. побуждение воспитанников к договору о том, что именно и (или) каким способом они будут делать;
4. побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.
Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность или попарную работу всей группы дошкольников может быть легко осуществлено (понято и принято воспитанниками). Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.
Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества акцентируется во ФГОС ДО. Особенно актуально это требование в старшем дошкольном возраста, когда у ребенка складываются и развиваются подлинно личностные механизмы регуляции поведения, оно становится все менее ситуационно зависимым, приобретает волевой характер, т. е. дошкольник начинает хотеть действовать по собственному желанию, реализовывать собственные устремления.
На протяжение 2016-2017 учебного года, я с детьми старшей группы работаю по методике работы в паре, и продолжаем работу в этом направление.
По этой методике я работала по трем направлениям: мною было показано открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе, по теме «Подарим маме варежки»; также мы с детьми с помощью графического рисования, раскрасили «Перчатки»; в лепке мы изготовили «Посуду для кукол».
На открытом показе НОД, игровой мотивацией было: изготовить варежки для мамы в подарок.
Главной целью НОД и дальнейшей работы по этой методике, было: научить детей работать парами.
Задачи НОД:
• Учить детей свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны;
• выявление и развитие творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;
• развивать разнонаправленные слитные плавные движения руки, зрительный контроль за ними;
• закреплять умение создавать узор из знакомых элементов декоративной росписи, обучать детей умению обсуждать выбор элементов, гамму красок, расположение элементов узора;
• формирование у дошкольников опыта самостоятельного осознанного договора в паре: о том, что и как делает каждый участник для достижения общего результата.
Для работы мы использовали следующее оборудование: шаблоны варежки, краски гуашь (по количеству пар детей, стаканчики с водой, тряпочки, салфетки, кисти, ватные палочки, штампы (овощи- картофель «круг», тыква «треугольник); варежки для показа элементов узора; перчатки для игры, корзина.
В рамках данной специально организованной образовательной деятельности, перед тем как начать украшать варежки для мамы, мы вместе с воспитанниками поиграли в дидактическую игру «Найди пару варежке» и убедились, что варежки в паре две, что они одинаковы по размеру и что цвет и узор тоже одинаков, поэтому нужно было подумать как украсить варежки (показ разных вариантов и способов, чтобы получилась именно пара.
Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут делать, в этом возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае я сразу поставила задачу перед детьми, что для того, чтобы варежки в паре оказались похожими друг на друга, они должны договориться, какие узоры они будут наносить на варежку и какое нетрадиционное оборудование будут использовать.
Для более точного нанесения узора на варежки, я предложила детям использовать штампы-овощи.
В ходе работы я наблюдала и слушала, о чем договариваются воспитанники, задавала, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждая к этому, помогала, если необходимо.
По завершении совместной деятельности, после того как пары варежек были украшены, каждая пара детей выходила со своими работами для обсуждения результата, ну а я задавала детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво украсить варежку, добились ли они цели, получилась ли у них пара варежек, что не удалось в работе, и что нужно сделать чтоб в следующий раз все получилось.
Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общего задания.
Так как партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве заключается в выборе партнера для совместной работы, умении договориться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и расположение элементов рисунка, то например в графическом рисовании «Перчатки», помимо этого перед детьми встает задача определиться кто будет обводить правую, а кто левую руку.
Как оказалось обвести руку партнеру очень трудно. Дети долго крутили руки, не зная с чего начать. Но и с этой задачей мои дети справились, выбрав партнера для работы и распределив обязанности они нарисовали замечательные «перчатки».
Далее, в лепке «Посуды для кукол» перед партнерами стояла задача выбрать какой сервиз они будут лепить (чайный или кофейный). Также нужно было определиться с цветом посуды и деталей украшения для нее. Дети сразу же легко включились в работу, и начали фантазировать, всем хотелось сделать красивую посуду для кукол.
окончании работы ребята – партнеры разместила свои работы на одну салфетку. Чтобы подвести итоги мы рассмотрели каждый сервиз партнеров и детально обсудили, как и что помогло ребятам выполнить работу в паре.
В целом эта специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общую цель. Как правило, это удается (с помощью педагога, и дети действительно рады, что работы у них получаются очень красивыми и оригинальными.
Следует отметить, что данная совместная деятельность, организованная в старшей группе, стимулировала речевую активность воспитанников. Ребята по собственному желанию очень подробно рассказали своим друзьям, которые отсутствовали на момент деятельности о том, с кем в паре и что они делали и из чего. Дети достаточно долго рассматривали плоды своей работы и обсуждали как у них это получилось. И теперь как только начиная занятия я говорю…сегодня мы…и ребята кричат…работаем в паре. Таким образом, был продемонстрирован высокий уровень заинтересованности воспитанников, их эмоциональной включенности, освоения материала. В своей работе я буду продолжать использовать методику работы в паре.
Слайд № 20 -Всем спасибо за внимание!